Управление процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области Ребёнок и природа Диссертация
МГПУ им. И. П. Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Управление процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области Ребёнок и природа»
по дисциплине: «Социально-педагогическое и психологическое образование»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Управление процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области Ребёнок и природа
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Социально-педагогическое и психологическое образование
Организация: Средняя школа №123, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник «педагогическая культура».
Приложение Б Методика выявления коммуникативных И организаторских склонностей (КОО-2) В.В. Синявского И Б.А. Федоришина.
Приложение В Авторская анкета «Белорусская народная педагогика «Ребенок и природа»».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «ребенок и природа»
1.1 Понятие управления: структурные части
1.2 Потенциал белоруской народной педагогики
1.3 Организационно-педагогическая модель управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа»
Выводы по первой главе
Глава 2 Внедрение организационно-педагогической модели управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «ребенок и природа»
2.1 Диагностика умений применения педагогическим коллективом потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа»
2.2 Разработать и апробировать модель управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа»
2.3 Методическое обеспечение процесса внедрения модели управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа»
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития педагогической мысли в Беларуси, большое внимание уделяется вопросам включения белорусской народной педагогики в современный образовательный процесс. Истоки природного и экологического образования уходят далеко в прошлое, и наша республика богата традициями.
Анализ научно-педагогических работ показал разработанность многих аспектов экологического образования на основе опыта традиционной культуры, обусловленной окружающей средой и жизнедеятельностью человека. В то же время результаты анализа показывают, что такой центральный и системообразующий компонент образования, как его целевые основания, не стал предметом отдельного и самостоятельного исследования и лишь косвенно и фрагментарно рассматривался в отдельных научно-педагогических исследованиях.
Специально организованный процесс всегда предполагает наличие цели, которая представляет собой конечный результат процесса. В случае с образованием наличие цели является решающим элементом, без которого образовательная деятельность не имеет смысла. Цель образования должна отражать потребности и интересы общества, соответствовать его представлениям об идеале человеческой личности.
Идеи образования, являясь органическим компонентом этнокультурного образования, формировали соответствующие целевые ориентации, основанные на важнейших экологических ценностях населения, отражающих его экологическое мировоззрение. Целью белорусского образования стало обеспечение и поддержка гармонии существования человека в природной среде, которая, по народным представлениям, была изначально заложена при сотворении мира, и любое ее нарушение пагубно влияет на природу и человека.
Важно отметить, что при всем почитании и преклонении наших предков перед могущественными силами природы, человек в силу своих особых интеллектуальных и духовных качеств возвысился над ними, и именно он несет ответственность за установление правильных отношений с природой в каждом отдельном случае и за поддержание всеобщей гармонии в целом. Поэтому главной целью образования белорусов было воспитание человека, обладающего высочайшим уровнем экологической культуры, то есть совершенными знаниями о природе, умениями и навыками их использования в реальной жизни, на основе его любви и бережного отношения к природе, проявляющегося в реальной природоохранной и природосберегающей деятельности.
Еще в XVI веке на территории Беларуси (входившей в состав Великого княжества Литовского) появились прогрессивные для того времени размышления «о роли природы в формировании нравственных ценностей человека». Автор этих слов, Николай Гусовский (1470-1533), - белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. В своем лучшем произведении он изложил многогранную идеологическую, эстетическую, педагогическую и воспитательную программу. В этом произведении автор прославляет родную Беларусь, красоту и богатство ее природы, самобытность ее народа.
Применение основ народной педагогики оказывает непосредственное влияние на процессы развития показателей подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики. Данные процессы подготовки крайне эффективны в рамках развития представлений относительно применения белорусской народной педагогики и выявления системы критериев данной подготовки.
Исследованиями в рамках изучения особенностей управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в рамках экологического образования детей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как И.М. Дубенецкая, С.И. Сенько, М.А. Можейко, В.С. Болбас, Г.С. Тарасенко, К.А. Шумск, Н.В. Петухова и т.д. Данные исследователи в своих трудах выделяли основные существенные характеристики белорусской народной педагогики и основных особенностях управления процессом подготовки педагогов в рамках использования потенциала при изучении области «Ребенок и природа».
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: потенциал белорусской народной педагогики.
Предмет исследования: особенности управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Цель исследования: изучить особенности управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия белорусской народной педагогики.
[...]
[...]
Глава 1 Теоретические основы управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «ребенок и природа»
1.1 Понятие управления: структурные части
Современная теория управления занимает одно из ведущих мест в технических науках и в то же время относится к одной из отраслей прикладной математики, тесно связанной с вычислительной техникой. Теория управления на базе математических моделей позволяет изучать динамические процессы в автоматических системах, устанавливать структуру и параметры составных частей системы для придания реальному процессу управления желаемых свойств и заданного качества. Она является фундаментом для специальных дисциплин, решающих проблемы автоматизации управления и контроля технологических процессов, проектирования следящих систем и регуляторов, автоматического мониторинга производства и окружающей среды, создания автоматов и робототехнических систем [2, с.92].
Управление – это добровольный и непрерывный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, устройства. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. совокупность взаимозависимых элементов, действующих согласованно и целенаправленно. Элементы, участвующие в процессе управления, объединяются в систему посредством информационных связей, точнее, по принципу обратной связи.
Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих элементов: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности [20, с.44].
Управление – это организация процесса для обеспечения достижения определенных целей. Это преднамеренное воздействие на управляемый объект (процесс), приводящее к заданному изменению его состояния или поддержанию его в заданном состоянии.
Проанализировав подходы к определению категории «менеджмент» в научной литературе, а также проанализировав различные точки зрения на восприятие данного явления, можно сделать следующий вывод. Универсализация данного понятия зависит от уровня восприятия этой категории. Если исследователь не учитывает конкретные формы существования, он дает более общее определение, которое отражает лишь общую специфику [22, с.36].
Если рассматривать категорию «менеджмент» на самом высоком уровне абстракции, то правильнее будет признать менеджмент как информационный процесс. Этот уровень придает категории «менеджмент» универсальные характеристики, позволяющие понять любое его проявление. «Система развивается и на определенном этапе своего развития достигает такого уровня сложности, что становится возможным выделение особой ее части, в которой накапливается информация, на основе которой можно упорядочить деятельность всей системы. Таким образом, внутри системы образуется управляемая и контролируемая подсистема». Термины термодинамики, в свою очередь, объясняют категорию «упорядочивание деятельности системы» как сохранение существующего состояния объекта или его перевод из более вероятного состояния в менее вероятное. из более вероятного состояния в менее вероятное.
В.А. Караковский первым установил связь между концепцией управления и концепцией информации: «Технология управления и технология связи неотделимы друг от друга и в центре их лежит понятие сообщения» [24, с.91]. Однако процесс обмена информацией между техническими системами и социальными системами различен. Следовательно, и управление имеет свои особенности. «Естественно, что не только между живыми организмами и машинами, но и в каждом более узком классе существ существуют детальные различия в обмене информацией и в проблемах управления. Задача кибернетики – выработать язык и технические приемы для решения проблем управления и связи вообще и найти соответствующий набор идей и приемов для группировки их конкретных проявлений под определенными понятиями» [25, с.20]. Однако такое восприятие менеджмента позволяет создавать концептуальные схемы управления.
Так, Л.И. Крук рассматривает менеджмент как «совокупность универсальных исторических законов, на которых строятся отношения внутри иерархии в любом обществе в любой исторический период» [27, с. 22]. Универсальные исторические законы – это принципы управления, существующие в любом обществе и описывающие присущую этому обществу социальную организацию.
[...]
Глава 2 Внедрение организационно-педагогической модели управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «ребенок и природа»
2.1 Диагностика умений применения педагогическим коллективом потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа»
База исследования: ГУО «Средняя школа №123» г. Минска. В исследовании приняли участие 2 педагога начальной школы в возрасте 25 и 45 лет. Выборка исследования включала в себя 2 женщин, что отражает особенности и специфику развития педагогического процесса в целом. Нами было отмечено, что педагоги данной группы обладают высшим образованием, они уже более 5 лет работают в системе начального образования и большое внимание уделяется вопросам обучения по предмету «Ребенок и природа».
Исследование проводилось в соответствии с следующими этапами исследования:
1. На первом этапе исследования нами был проведен анализ литературных источников, определены основные направления исследования и проведено диагностическое исследование, направленное на оценку потенциала белорусской народной педагогики в системе образовательной области «Ребенок и природа».
2. На втором этапе исследования была разработана и апробирована программа модель управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
3. На третьем этапе исследования нами был проведен анализ результатов исследования и определено основной методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Задачи исследования:
1. Провести эмпирическое исследование умений применения педагогическим коллективом потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
2. Разработать и апробировать модель управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
3. Разработать и представить методическое обеспечение процесса внедрения модели управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Методики исследования:
1. Опросник «Педагогическая культура» (Приложение А).
Следующие утверждения характеризуют отдельные черты человеческого поведения. Оцените, насколько часто они встречаются у вас. Ответы пишите только на «Листе ответов».
Предлагается ответить на 20 вопросов открытого типа, обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом.
60-80 баллов – высокий уровень;
40-59 баллов – средний уровень;
– менее 40 баллов – низкий уровень.
2. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, Б.А. Федоришина (Приложение Б)
Цель. Выявить коммуникативные и организаторские склонности личности (умение устанавливать четкие и быстрые профессиональные контакты с людьми, стремление их развивать, участие в групповой деятельности, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика состоит из 40 вопросов, объединенных в две шкалы, которые определяют уровень коммуникативных и организаторских форм методики.
Проведение исследования. Участникам тестирования выдаются листы для ответов. Вопросы могут быть зачитаны вслух или представлены в письменном виде.
Обработка и интерпретация данных проводится в соответствии с ключом.
3. Авторская анкета «Белорусская народная педагогика «Ребенок и природа»» (Приложение В)
Цель: определить особенности развития показателей применения белорусской народной педагогики «Ребенок и природа».
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что народная педагогика представляет собой определенный комплекс опыта и описания как средств и идей, а также совокупность воспитательного опыта на основе устного народного творчества, обрядах и т.д. Народная белорусская педагогика – важнейший источник научных представлений о воспитании и обучении человека. Она представляет собой педагогический опыт, накопленный за всю историю существования того или иного народа. Народная педагогика отражает культуру народа, его идеалы, представления о том, каким должен быть человек.
Образовательная область «Ребенок и природа» направлена на систему развития представлений относительно показателей экологического развития детей дошкольного возраста. Белорусская народная педагогика имеет высокий уровень развития потенциала для развития экологических представлений детей и отношений к природным объектам. Для применения основ белорусской педагогики необходимо формировать целенаправленное управление педагогическим процессом. Основными методами управления являются такие как аттестация, курсы повышения квалификации, активное использование технологий тьюторства и наставничества, работа в методических объединениях, формирование кадрового резерва на руководящие должности, планирование профессионального роста, профессиональные и социально-психологические тренинги, участие в проектных группах, инновационные разработки, профессиональные конкурсы.
С целью формирования представлений об управлении процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа», нами было проведено исследование, в ходе которой нами были получены следующие результаты исследования:
– анализ результатов исследования показал, что в основном, педагоги начальной школы демонстрируют различные показатели места предмета «Ребенок и природа» в образовательном процессе младших школьников. Нами было выявлено, что в основном, первый педагог в основном делает упор на наглядные методы обучения, включающие работу с иллюстрациями, работу с презентациями и наглядными пособиями, которые в последующем могут быть ориентированы на показатели стабилизации системы работы с младшими школьниками на основе реализации показателей «Ребенок и природа». Второй педагог уделяет большое внимание вопросам применения в основном словесным методам в рамках обучения. Нами было отмечено, что в основном, педагоги указывали на низкий уровень применения и использования потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа», что указывает на необходимость проведения дополнительной работы в системе формирования управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
– Представленная нами гипотетическая модель управления педагогическим коллективом инновационной общеобразовательной школы в рамках использования белорусской народной педагогики в рамках образовательной области «Ребенок и природа», основывалась на рассмотрении педагогических условий управления, которые составляли центральное ядро модели и должны были определять основную направленность, стратегию и стиль управленческой деятельности. Вместе с тем мы определили критерии эффективности использования модели, предполагающие, в соответствии с местом и функциями системы управления, обобщенную оценку эффективности деятельности инновационной общеобразовательной школы и ее коллектива.
– нами были выделены определенные методические особенности обеспечения процесса внедрения модели управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям в рамках изучения особенностей управления процессом подготовки педагогов к использованию потенциала белорусской народной педагогики в образовательной области «Ребенок и природа».
[...]
1. Арлоў, Г.П. Беларуская народная педагогiка / Г.П. Арлоў. – Мiнск: Нар. асвета, 2013. – 120с.
2. Баранова, Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – № 2(7). – С. 92-96
3. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: дапаможнік для выхавальніка / склад.: З. І. Ермакова, В. М. Шабека. – Мінск : Нар.асвета, 2017. – 80 с.
4. Беларусы. Вытокi i этнiчнае развiцце.Т.4 / Iн-т мастацтвазнаỳства, этнаграфii i фальклору НАН Беларусi; Рэдкал.: В.К. Бандарчык, В.М. Бялявiна,i iнш. – Мiнск: Бел.навука, 2011. – 433 с.
5. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / В.Л. Бенин. – Уфа: изд-во БГПИ, 2014. – 190 с.
6. Богданова, О.С. Теория и методика воспитания: актуальные исследования // Советская педагогика. – 2015. – №10. – С. 43-47
7. Болбас, В.С. Этычная педагогiка беларусаỳ/ В.С. Болбас. – Мiнск: Бел. навука, 2004. – 175 с.
8. Бурхинов, Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов. – Улан-Удэ: Изд-во «Белиг», 2013. – 136 с.
9. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М.: Современник, 2008. – С. 21
10. Виноградов, Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Изд. Вост. Сибирского географического общества / Г.С. Виноградов. – М.: Академия, 2006.– С. 30.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 176 с.
13. Воспитание на традициях народной педагогики / Сост. Т.Н. Кузнецова. – Белгород: Изд-во БПУ, 2015. – 175 с.
14. Григорьев, В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 20-23.
15. Гульнёвы падворак / падрэд. Л. І. Жук. – Мінск: Красіка-Прынт, 2001. – 128 с.
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2021. – 464 с.
17. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2018. – 510 с.
18. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мінск : Белы Вецер, 2012. – 134 с.
19. Дубянецкі, Э. С. Беларускі нацыянальны характер: Спроба даследавання // Адукацыя i выхаванне. – 2015. – N 5. – С.12-33
20. Жиркова, З.С. Управление образовательными системами / З.С. Жиркова. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. – 122 с.
21. Жлоба, С. П. Народная педагогика Полесья: монография / С. П. Жлоба. – Брест: Изд–во БрГУ, 2002. – 328 с.
22. Зырянова, С.М. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации: аспекты управления и методического сопровождения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4(67). – С. 36-45
23. Измайлов, А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. – М.: Академия,2011. – 257 с.
24. Караковский, В.А. Становление системы воспитательной работы // Вопросы воспитания: системный подход. – М.: Прогресс, 2011. – С. 91-133
25. Коваленко, Н. Народная педагогика кодекс нравственного воспитания / Н. Коваленко // Школа. – 1997. – №3. – С. 20-22.
26. Ковшова, А.А. Анализ подходов к управлению профессиональным развитием педагогических кадров / С.М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 4(73). – С. 125-132
27. Крук, Л.И. Сiмволiка беларускай народнай культуры / І.І. Крук. –Мн.: Ураджай, 2018. – 245 с.
28. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2008. – 278 с.
29. Можейко, М. А. Белорусская экологическая культура в пространстве диалога восточной и западной традиций // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2006. – № 1. – С. 24-30
30. Мукаева, О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики: Избр. соч. по этнопедагогике калмыков. / О.Д. Мукаева. – Элиста: Изд-во «Джангар», 2015. – 156 с.
31. Образовательная область «Ребенок и природа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jasli-sad85.by/obrazovatelnaya-deyatelnost/metodicheskij-kabinet-on-line/metodicheskie-razrabotki/obrazovatelnaya-oblast-rebenok-i-priroda/.
32. Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 4 августа 2022 г., № 228 // Национальный образовательный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/08/standart-doshkolobraz.pdf.
33. Об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 25 августа 2022 г., № 229 // Национальный образовательный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazovrus-bel.pdf.
34. Прыказкі i прымаукі: У 2 кн. Кн. 1 / Рэд. А. С. Фядосік. – Минск: Асвета,2016. – 258 с.
35. Ракава, Л. З гісторыі беларускай сям’і / Л. Ракава // Роднае слова. – 2017. – №6. – С. 172–181
36. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л. В. Ракава. – Мінск: Ураджай, 2000. – 111 с.
37. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководящих кадров учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
38. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей / В.П. Симонов. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
39. Сычева, И. С. Принцип цикличности в белорусской народной педагогике / И.С. Сычева // Педагогика. – 2006. – N 7. – С.12-36
40. Сярмяжка, Я. І. Бязмежна ты, мудрасць народа / Я. І. Сярмяжка // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 96–102
41. Характеристика содержания образовательной области «Ребенок иприрода» в учебной программе дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/6293054/-rebenok-i-priroda.
42. Чебыкина, Н. А. Основные направления концепции управленческой деятельности заведующего / Н. А. Чебыкина, Н. Н. Совгир // Управление ДОУ. – 2009. – № 2. – С.10 -17.
43. Шалаев, И. К. Программно – целевая психология управления [Текст] / И. К. Шалаев. – Барнаул : АКИПКРО, 2007. – 72 с
44. Шалаев, И. К. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно – целевой подход / И. К. Шалаев. – Барнаул : АКИПКРО, 2003. – 105 с.
45. Шумск, К. А. Традыцыйныя экалапчныя веды беларусау у XIX ст. - пачатку XXI ст. – Минск: БДАТУ, 2011. – 191 с.
46. Цветкова, Т. В. Управление дошкольным образовательным учреждением / Т. В. Цветкова // Научно – практический журнал. – 2007. – №1. – С.15-28
47. Чэчат, В. В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В. В. Чэчат. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015. – 195 с.
48. Чэчат, В. У. Міласэрнасць у беларускіх сем’ях / В. У. Чэчат, Л. І. Смагіна // Пралеска (дашкольнае выхаванне). – 2012. – № 11. – С. 10–12
49. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 2014. – С. 51.
50. Stewart, T. A. The Wealth of Knowledge: Intellectual Capital and the Twenty First Century Organization [Text] / Т. А. Stewart. – NY : Random House, 2001. – 183р.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник «педагогическая культура».
Приложение Б Методика выявления коммуникативных И организаторских склонностей (КОО-2) В.В. Синявского И Б.А. Федоришина.
Приложение В Авторская анкета «Белорусская народная педагогика «Ребенок и природа»».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты