Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнедеятельности жизнью женщин Диссертация
БГПУ им. М. Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнедеятельности жизнью женщин»
по дисциплине: «Кризисная психология»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнедеятельности жизнью женщин
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Кризисная психология
Работа защищена на оценку «8» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Организационные аспекты и тематический план программы, описание занятий
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется доклад, выполненный в программе MS Word.
В работе также имеется доклад, выполненный в программе MS Word.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин в период взрослости
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию феномена удовлетворенности жизнью в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические факторы удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.2.1 Роль субъективного благополучия в удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.2.2 Смысложизненные ориентации в структуре удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.2.3 Жизнестойкость как психологический фактор удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.2.4 Индивидуально-личностные характеристики как психологический фактор удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.3 Социально-средовые и социально-статусные факторы удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
1.4 Роль психологических и социальных факторов в удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин в период взрослости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин ранней взрослости
2.2.2 Результаты исследования смысложизненных ориентаций
2.2.3 Результаты исследования жизнестойкости личности
2.2.4 Результаты исследования индивидуально-личностных характеристик
2.3 Результаты исследования социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин ранней взрослости в зависимости от социального статуса
2.3.1 Сравнительный анализ социально-психологических характеристик и удовлетворенности жизнью женщин ранней взрослости, проживающих в столице и в регионе
2.3.2 Сравнительный анализ социально-психологических характеристик и удовлетворенности жизнью работающих и неработающих женщин ранней взрослости
2.4 Анализ результатов исследования влияния социально-психологических характеристик на удовлетворенность жизнью женщин ранней взрослости
Глава 3 Программа по повышению удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
3.1 Пояснительная записка программы по повышению удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
3.2 Содержание программы
Выводы по третьей главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность диссертационного исследования объясняется тем, рядом причин, среди которых:
- многочисленность молодежи как группы населения, ее способность быстро реагировать на перемены и следующая из этого повышенная социальная инициативность, а также стратегическая ценность данной группы, вызванная ее профессиональной компетентностью, чувствительностью к инновациям, а также созидательным потенциалом;
- период ранней взрослости является важным периодом в жизни женщины. Согласно многим авторам, это время развития способностей, формирования мировоззрения и упрочнения личностных черт, время установления дружеских и интимных отношений и индивидуального обособления, а также время обретения физической, психологической, умственной и духовной зрелости женщины;
- женщин в период ранней взрослости отличает, помимо совокупности различных возрастных характеристик, единый для всех представительниц названной группы социальных статус, особенности смысложизненных ориентаций, жизнестойкости и среды. Из-за чего место молодых женщин в обществе на фоне постепенного смягчения традиционных возрастных границ влияет на переживание ими удовлетворенности жизнью в не меньшей степени, чем соответствующий жизненный этап.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов: теоретический анализ психологический литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных (опрос, наблюдение); методы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена относится к показателям оценки тесноты связи. Качественную характеристику тесноты связи коэффициента ранговой корреляции, как и других коэффициентов корреляции, можно оценить по шкале Чеддока. Статистические расчеты выполнены с использованием компьютерных программ Microsoft Excel и пакета статистического анализа SPSS, версия 12.0 for Windows.
Методологическую основу исследования составили: gринцип развития в психологии (Б. Г. Ананьев, Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко); концептуальный подход к индивидуальности (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, В. М. Русалов); разработки в области психологии отношений (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев); исследования в области удовлетворенности жизнью (К. А. Абульханова-Славская, М. Аргайл, Л. В. Куликов, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс, А. В. Петровский, М. Селигман); подходы к исследованию структуры самоотношения (Э. Берне, И. С. Кон, В. В. Столин); фундаментальные исследования в области самосознания (Б. Г. Ананьев, Р. Берне, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова), исследования в области гендерной психологии (Т. В. Андреева, С. Бэм, В. А. Геодакян, И. С. Кон), основные принципы гуманистического подхода в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были определена основные теоретико-методологические подходы к исследованию феномена удовлетворенности жизнью в зарубежной и отечественной психологии, психологические факторы удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости, изучена роль субъективного благополучия в удовлетворенности, смысложизненные ориентации в структуре удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости. Обоснована жизнестойкость как психологический фактор удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости и индивидуально-личностные характеристики как психологический фактор удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости. Установлены социально-средовые и социально-статусные факторы удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости и роль психологических и социальных факторов в удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы практикующими психологами в процессе разработки методологии тренинговых программ направленных на коррекцию и оптимизацию социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве методологической основы в процессе разработки лекционного учебного материала для студентов по вопросу изучения объективных и субъективных социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью субъекта.
Глава 1 Теоретические основы изучения социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин в период взрослости
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию феномена удовлетворенности жизнью в зарубежной и отечественной психологии
В последнее десятилетие проблема исследования такого феномена, как удовлетворенность жизнью у людей, оказывается интересной не только психологам в своем теоретическом аспекте, но и политикам, экономистам, философам, педагогам, социологам в прикладном значении.
Состояние любой личности определяется психологической и эмоциональной стабильностью, уравновешенностью, стрессоустойчивостью, одним словом, гармонией с самим собой, окружающим миром, вследствие чего перед исследователями встает вопрос: как реализовать данный конструкт личности с целью удовлетворенности жизнью.
По словам М. Селигман удовлетворенность жизнью – это не цель, это постоянная особенность и инструмент для реализации настоящих моментов того, что мы называем человеческой жизнью [70, c. 294].
Как отмечено в труде К. Шусслер удовлетворенность жизнью – это то, о чем каждый человек имеет свои собственные мысли, идеи, понимание и ощущения. Этот термин встречается в разных источниках, в том числе и в сочинениях древнегреческих философов Аристиппа (гедонистический подход) и Аристотеля (эвдемонистический подход). Термин «самоудовлетворенность» ввел в научный оборот Демокрит, который первым сделал акцент на роль самой личности в понимании и ощущении счастья, на удовлетворенность жизнью как внешний фактор [71, c. 132].
Понятие «удовлетворенность жизнью» также появляется в современных зарубежных профессиональных психологических, социологических, антропологических, экономических исследованиях (Х. Парк [68], Р. Инглехарт [67], Э. Динер [66], К. Рифф [69]). Относительно четко этот термин определен в психологической экспериментальной работе, но его точное определение отличается от бытового понимания. Вот почему психологи называют его другими словами – счастье или благополучие.
Отечественные исследователи также раскрывали понятие «удовлетворенность жизнью». Их трактовки содержат и сущностные характеристики факторов удовлетворенности жизнью.
Так, в Большом психологическом словаре Б. В. Мещерякова, В. А. Зинченко считает удовлетворенность жизнью состоянием, которое переживает человек, ответом на особенности взаимодействия «Я – Жизнь». Авторы описывают признаки удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью:
- общее эмоциональное состояние в связи с жизненной ситуацией;
- динамический компонент жизнедеятельности (активность – пассивность, наличие стремлений, желаний);
- чувство насыщенности – пустоты жизни;
- удовлетворенность, связанная с реализацией планов, удовлетворением потребностей;
- ощущение стабильности – нестабильности окружающего мира, ожидания от будущего [30, с. 578].
Р. М. Шамионов под удовлетворенностью жизнью понимает, субъективное эмоционально-оценочное отношение, мотивирующее, содействующее регуляции внутренними ресурсами и внешними объектами. С точки зрения автора, данное понятие представляет возможность позитивного оценивания наличных значимых собственных свойств и качеств личности [58, с. 55].
Д. А. Леонтьев считает, что удовлетворенность жизнью связано с принятием личностью содержания своей жизни, состоянием благополучия и комфорта. Удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью оказывает значительное влияние на деятельность личности, определяет ее поведение [27, с. 88]
На основании вышеизложенных зарубежных и отечественных трактовок понятий выводим собственное определение понятию «удовлетворенность жизнью»:
Удовлетворенность жизнью мы будем понимать, как системное понятие, включающее в себя субъективные и объективные компоненты личного благополучия, а также характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, влияющие на осознанную оценку жизнедеятельности в целом.
Проведем анализ соотношения понятий «благополучие», «субъективное благополучие» и «удовлетворенность жизнью». Потому что многие исследователи указывают на синонимию избранных терминов.
Если в психологии упоминается психологическое или сенсорное благополучие, термин «благополучие» используется для обозначения благополучия и бытия-жизни [24, c. 179].
[...]
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью женщин в период взрослости
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности социально-психологических факторов удовлетворённости жизнью женщин в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в социально-психологических характеристиках и удовлетворённости жизнью у женщин ранней взрослости в зависимости от социального статуса;
2) социально-психологические характеристики оказывают влияние на удовлетворенность жизнью женщин ранней взрослости.
База исследования: в исследовании приняли участие 100 женщин в возрасте 19-30 лет. Из них 50 женщин проживает в г. Минске и 50 женщин – в регионе. Среди женщин 65 работают, 35 женщин не работают.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала субъективного благополучия» (А. Перуэ-Баду, адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой) (Приложение А).
Цель: выявить уровень эмоционального комфорта (то есть эмоционального компонента субъективного благополучия).
С помощью методики определить выраженность отдельных компонентов эмоционального комфорта:
- напряженность и чувствительность;
- признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику;
- изменения настроения;
- значимость социального окружения;
- самооценка здоровья;
- степень удовлетворенности повседневной деятельностью.
Опросник содержит 17 утверждений. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Имеются как прямые, так и обратные вопросы. Критерии оценки:
8-10 стенов – высокие показатели,
4-6 стенов – средние показатели;
1-3 стенов – низкие показатели.
2. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (Приложение А).
Цель: выявить характер смысложизненных ориентаций.
Шкалы: цели в жизни, процесс, результат, локус контроля-Я, локус контроля – жизни.
Опросник включает 20 пар утверждений, которую нужно оценить определенным баллом. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается сумма баллов. Согласно нормативной таблице осуществляется анализ данных. Также подсчитывается общий показатель осмысленности жизни.
3. Тест жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева) (Приложение А).
Цель: диагностика уровня жизнестойкости личности.
Опросник состоит из 45 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы: вовлеченность, контроль, принятие риска. Обработка полученных данных проводится согласно ключу методики. Для каждой шкалы в методике описаны средние и стандартные отклонения общего показателя.
4. Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае,
П. Коста) (Приложение А).
Цель: выявление личностных характеристик.
Опросник состоит из 75 парных стимульных высказываний. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:
1) экстраверсия – интроверсия;
2) привязанность – обособленность;
3) самоконтроль – импульсивность;
4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
5) экспрессивность – практичность.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора.
Критерии оценки:
- высокие показатели (51-75 баллов);
- средние показатели (41-50 баллов);
- низкие показатели (15-40 баллов).
5. Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной) (Приложение А).
[...]
[...]
Глава 3 Программа по повышению удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
3.1 Пояснительная записка программы по повышению удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости
Исследование показало, что такие социально-психологические факторы, как смысложизненные ориентации, жизнестойкость личности, личностные характеристики, особенно экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, играют важную роль в повышении удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости.
Определенные жизненные цели задают вектор для проявления активности и ощущения соответствия между поставленными и достигнутыми целями, повышают самооценку и состояние психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Восприятие своей жизни как достаточного процесса интересного связано с умением получать удовольствие от жизни. Восприятие своей жизни как осмысленной связано с высокой самооценкой женщин. Будучи способными контролировать свою жизни, женщины все больше довольны своей жизнью за счет прилагаемых усилий. Осмысленность жизни приводит к состоянию психологического комфорта.
Вовлеченность в жизненный процесс позволяет женщине найти нечто интересное в разных сферах жизни, высоко оценивать свои качества, ощущать психологический комфорт. Влияние на результат происходящего позволяет женщине последовательно достигать целей, ощущать соответствие между поставленными и достигнутыми целями. Отношение к жизни как источнику жизненного опыта напрямую связано с положительным настроением и удовлетворенностью жизнью.
Ориентация на социальный мир и готовность к взаимодействию определяют увлечённое отношение к своей жизни, состояние воодушевления, порождающее высокую активность, веру в свои способности достигать важных для себя целей, что приводит к состоянию психологического комфорта. Привязанность к окружающим напрямую связана с интересом к жизни и позитивной самооценкой, умение получать удовольствие от жизни. Самоконтроль позволяет ощутить соответствие между поставленными и достигнутыми целями, позитивно оценивать свои качества и собственную жизни. Будучи эмоционально устойчивыми, женщины испытывают состояние психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
Целью данной программы является развитие социально-психологических качеств, позволяющих повысить удовлетворенность жизнью.
Основными задачами программы являются:
1) диагностика уровня удовлетворенности жизни у женщин в период ранней взрослости;
2) выявление смысложизненных ориентаций, жизнестойкости личности, личностных характеристик;
3) формирование навыков и умений, позволяющих поддерживать состояние удовлетворенности жизни;
4) психологическое просвещение по вопросам формирования смысложизненных ориентаций, жизнестойкости личности, личностных характеристик как факторов удовлетворенности жизнью.
Разработанная нами программа психологического сопровождения включает три блока, содержание которых основано на актуальных потребностях и психологических особенностей её участников.
3.2 Содержание программы
1. Диагностический блок.
Данный блок направлен на выявление уровня удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости и его социально-психологических факторов. На данном этапе участникам программы предлагается пройти психологическое тестирование в групповой или индивидуальной форме. Выбор методик основывается на личностных интересах. С учетом того, что данная программа основана на эмпирическом исследовании, в качестве основных были приняты методики, использованные для его реализации. Диагностический инструментарий не сужается этими методиками и может быть расширен и изменён в каждом конкретном случае.
Рекомендуемые методики:
− методика «Шкала субъективного благополучия» (А. Перуэ-Баду, адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой);
− методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;
− методика «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева)
− методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста).
[...]
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что в зарубежной психологии удовлетворенность жизнью – это не цель, это постоянная особенность и инструмент для реализации настоящих моментов того, что мы называем человеческой жизнью. В отечественной психологии считают, что удовлетворенность жизнью связано с принятием личностью содержания своей жизни, состоянием благополучия и комфорта. На основании зарубежных и отечественных трактовок понятий было дано собственное определение понятию «удовлетворенность жизнью»: удовлетворенность жизнью мы будем понимать, как системное понятие, включающее в себя субъективные и объективные компоненты личного благополучия, а также характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, влияющие на осознанную оценку жизнедеятельности в целом.
Важна роль субъективного благополучия в удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости, т.к. психологическое благополучие, построено на структуре отношений личности к его желаниям, которые исходят из набора психологических и социально-психологических отношений. Как такова система внутренних отношений основывается на индивидуальных представлениях каждого человека, которые создают структуру, включающую в себя важные жизненные аспекты. Сама по себе эта структура включает в себя внешние и внутренние детерминанты.
Определены следующие факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью, внутренние факторы – характеризуют особенности человека и его место в системе социальных отношений: социально-психологические, социально-демографические. Внешние факторы – характеризуют социальную ситуацию развития человека: социальная среда, социальные связи, институциональные, экономические, экологические.
В качестве социально-психологических факторов удовлетворенности жизнью можно рассматривать: смысложизненные ориентации, жизнестойкость и личностные характеристики. Смысложизненные ориентации – это совокупность убеждений по отношению к прошлому, настоящему и будущему, оценка достигнутого человеком по личностным критериям, а также способностей влиять на ход собственной жизни. Жизнестойкость обусловливает способность личности успешно преодолевать крайне неблагоприятные условия среды существования, демонстрируя при этом высокую устойчивость к травмирующим стрессовым факторам. К личностным характеристикам, влияющим на удовлетворенность жизнью женщин в период ранней взрослости, относят: самоконтроль, эмоциональную устойчивость, оптимизм, экстраверсию, внутренний контроль.
Социальная среда оказывает воздействие на современного человека на трех уровнях: на макроуровне – через политику государства и государственные институты; на мезоуровне – через политику региональных властей и региональные институты; на микроуровне – через инфраструктуру поселения и ближайшее окружение (семья, трудовой и учебный коллектив). Неудовлетворительная социальная среда и низкий (недостаточный) социальный статус будут обусловливать низкий уровень удовлетворенности собственной жизнью. И наоборот благоприятная социальная среда и высокий (достаточный) уровень социального статуса обусловят нормальный уровень удовлетворенности жизнью. К социальным факторам удовлетворенности жизнью женщин в период ранней взрослости относят: социальную поддержку, наличие друзей, наличие семьи, благополучные отношения с коллективом. Удовлетворенность жизнью конкретной женщины включает в себя частную оценку всех аспектов ее жизни.
Эмпирическое исследование позволило установить, что половина женщин ранней взрослости обладает средним уровнем субъективного благополучия – у них умеренно выражено состояние эмоционального комфорта, уверенности в себе, активности и оптимистичности. Они обладают преимущественно высоким уровнем осмысленности жизни, средним уровнем жизнестойкости. Женщины в период взрослости характеризуются умеренной ориентацией на социальный мир и открытостью за взаимодействия, стремлением к установлению близких отношений и привязанности к другим, достаточным самоконтролем эмоций и поведения, умеренной эмоциональной стабильностью и самообладанием, открытостью новому опыту и доверием к своим чувствам. Большая часть женщин ранней взрослости обладает высокой удовлетворённостью жизнью – состоянием психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
[...]
1. Абульханова, К. А. Психология и сознание / К. А. Абульханова. – М. : НПО «Модэк», 2019. – 224 с.
2. Александрова, Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л. А. Александрова // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2015. – № 7. – С. 83–86.
3. Андреенкова, Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н. В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения. – 2018. – № 5. – С. 189–215.
4. Анисимова, О. М. От удовлетворенности деятельностью к удовлетворенности жизнью / О. М. Анисимова. – М. : Институт психологии РАН, 2017. – 182 с.
5. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб. : Питер, 2015. – 270 с.
6. Ассаджоли, Р. Психосинтез : теория и практика / сост.: В. Д. Попов. – М. : РАГС, 2019. – 148 с.
7. Асанова, Н. В. Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности / Н. В. Асанова // Сибирский педагогический журнал. – № 8. – 2017. – C. 54–56.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : МГУ, 2018. – 367 с.
9. Баймуханова, Б. К. Понятие «счастье» и его психологические особенности / Б. К. Баймуханова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 17. – С. 111–113.
10. Бахарова, Н. К. Благополучие как системообразующий фактор толерантности : автореф. дисс. ... канд. психолог. наук : 19.00.01/ Н. К. Бахарова ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск, 2017. – 22 с.
11. Бержере, Ж. Психология благополучия личности / Ж. Берже. – М. : МГУ, 2021. – 400 с.
12. Бобков, В. Н. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения / Качество жизни – 2019. – № 9. – С. 40– 49.
13. Бочарова, Е. Е. Психология благополучия молодежи : монография / Е. Е. Бочарова. – Саратов : СУ, 2018. – 197 с.
14. Бочарова, Е. Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности : кросскультурный аспект / Е. Е. Бочарова // Социал. психология и общество. – 2015. – № 4. – С. 53–63.
15. Брылева, Л. Г. Самореализация личности / Л. Г. Брылева. – СПб. : РАО, 2018. – 321 с.
16. Головей, Л. А. Факторы удовлетворенности жизнью у молодежи / Л. А. Головей // Социал. психология и общество. – 2017. – № 1. – С. 108–125.
17. Григорьев, А. Р. Психологические особенности удовлетворенности жизнью / А. Р. Григорьев. – М. : Терра+, 2017. – 379 с.
18. Джидарьян, И. А. Представления о счастье / И. А. Джирарьян – СПб. : Алтейя, 2018. – 242 с.
19. Долгова, В. И. Моделирование процессов формирования смысложизненных ориентаций у молодежи / В. И. Долгова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 34– 38.
20. Векторы психологической безопасности современного общества : доверие и благополучие / сост.: Е. Б. Перелыгиной. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2016. – 180 с.
21. Восприятие социальных реалий и субъективное благополучие в развитых странах : монография / сост.: Н. В. Гоффе, Г. А. Монусова. – Москва : ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с.
22. Зиннатуллина, М. Р. Оценка психологического благополучия как триггер повышения уровня жизни / М. Р. Зиннатуллина // Перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практич. конф. / отв. редактор М. В. Баделина. Тюмень : ТИУ, 2021. – С. 397–400.
23. Книжникова, С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости личности / С. В. Книжникова // Феноменология и профилактика поведения. – 2021. – № 2. – С. 70–72.
24. Корзун, С. А. Взаимосвязь субъективного благополучия и совладающего поведения у студентов // С. А. Корзун / Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. – Минск : РИВШ, 2019. – С. 179–186.
25. Косолапов, Ю. А. Зрелость личности и самоотношение : монография / Ю. А. Косолапов. – Липецк : Липец. гос. пед. ун-т, 2016. – 258 с.
26. Леонтьев, Д. А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – М. : Смысл, 2019. – 178 с.
27. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2016. – 487 с.
28. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2018. – 162 с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 2019 – 345 с.
30. Мещеряков, Б. В. Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. В. Мещеряков, В. А. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2014. – 672 с.
31. Никитина, Е. В. Феномен жизнестойкости : концепция, современные взгляды и исследования / Е. В. Никитина // Психологические науки. Academy. – 2017. – № 4. – С. 100–103.
32. Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. – М. : Флинта, 2015. – 130 с.
33. Пастушеня, А. Н. Проблема субъективного благополучия и его личностных предпосылок / А. Н. Пастушеня // Медико-социальная экология личности. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – С. 23–28.
34. Петровский, В. А. Феномен субъектности в психологии личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. А. Петровский. – М. : Промо, 2013. – 76 с.
35. Пучкова, Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дисс. ... канд. психолог. наук : 19.00.01 / Г. Л. Пучкова. – Хабаровск, 2013. – 45 с.
36. Рагулина, М. В. Феномен эмоционального благополучия личности : содержание, диагностика, консультирование : монография / М. В. Рагулина. – Хабаровск : ТГУ, 2017. – 116 с.
37. Райс, Ф. Психология возрастная / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. – М. : Питер, 2010. – 812 с.
38. Роджерс, К. Клиенто-центрированая терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. – М. : Рефл-бук, 2017. – 320 с.
39. Роджерс, К. Становление человека / К. Роджерс ; пер. с англ. – М. : Прогресс ; Универс, 2014. – 480 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание : монография / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2010. – 512 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2014. – 720 с.
42. Савченко, Т. Н. Субъективное качество жизни : подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т. Н. Савченко. – М. : Институт психологии РАН, 2016. – 170 с.
43. Самсоненко, Л. С. Психолого-педагогические условия формирования жизненной перспективы человека : монография / Л. С. Самсоненко. – М. : Флинта, 2016. – 147 с.
44. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2015. – 158 с.
45. Сиврикова, Н. В. Психологические механизмы эмоционального благополучия / Н. В. Сиврикова, Ю. Б. Григорова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 3. – С. 257–274.
46. Селигман, М. Новая позитивная психология : научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. – М. : Владос, 2014. – 358 с.
47. Солдатова, Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости : монография / Е. Л. Солдатова. – Челябинск : ЮУрГУ, 2017. – 267 с.
48. Слободчиков, В. И. Основные ступени развития субъектности человека // В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Когнито-центр, 2019. – 385 с.
49. Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности / сост.: Е. Б. Перелыгиной. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2022. – 297 с.
50. Туев, В. А. Понимание счастья в контексте смысла жизни человека / В. А. Туев, А. А. Суслова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 28–37.
51. Федотова, Л. В. Исследование удовлетворенности жизнью у молодых женщин / Л. В. Федотова // NovaInfo, 2020. – № 121. – С. 58–62.
52. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 2015. – 366 с.
53. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. : Прогресс, 2015. – 256 с.
54. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Пресс, 2016. – 608 с.
55. Черткова, Ю. Д. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью, диспозиционных черт личности и Темной триады личностных свойств / Ю. Д. Черткова // Психолог. исслед. – 2016. – № 9 – C. 8–12.
56. Чиксентмихайи, М. Поток : психология оптимальных переживаний / М. Чиксентмихайи. – М. : Смысл. – 2016. – 537 с.
57. Чурило, Н. В. Субъективное благополучие юношей и девушек с разным типом жизненной стратегии : автореф. дисс. … на соискание ученой степени канд. психолог. наук : 19.00.05 / Н. В. Чурило. – Минск, 2018. – 24 с.
58. Шаминов, Р. М. Субъективное благополучие личности / Р. М. Шамионов. – Саратов : СУ, 2018. – 294 с.
59. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психолог. диагностика. – 2015. – № 3. – С. 95–129.
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход / А. Эллис. – СПб. : СОВА, 2014. – 272 с.
61. Эриксон, Э. Идентичность / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых ; пер. с англ. А. Д. Андреева и др. – М. : Флинта, 2016. – 341 с.
62. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Юнг. – Академический проект, 2022. – 538 с.
63. Яремчук, С. В. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи : монография / С. В. Яремчук. Е. Ф. Новгородова ; под ред. Е. А. Неживой. – М. : Юрайт, 2020. – 140 с.
64. Ярощук, И. В. Психология жизнестойкости : обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики / И. В. Ярощук // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – № 2. – С. 51–54.
65. Ященко, Е. Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности / Е. Ф. Ященко // Психология. Психофизиология. – 2021. – № 4. – С. 88–96.
66. Diener, E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. 2010. – № 95. –P. 542–575.
67. Inglehart, R. Aspirations Adapt to Situation – But Why Are the Belgians so Much Happier than French / F. M. Andrews // Research on the Quality of Life. – 2006. – № 23. – P. 6–56.
68. Park, H. Psychological well-being, life satisfaction, and self-esteem among adaptive perfectionists, maladaptive perfectionists, and nonperfectionists / H. Park // Personality and Individual Differences. – 2015. – № 4. – Р. 165–170.
69. Ryff, C. D. The structure of psychological well-being revisited / C. D. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. – 2005. № 69. – P. 719–727.
70. Seligman, M. E. Positive psychology / M. E. Seligman // Oxford Review of Education. – 2009. № – 35. – P. 293–311.
71. Shuessler, K. F. Quality-of-life research and sociology / K. F. Shuessler, G. A. Fisher // Annual Review of Sociology. – 1985. – № 11. – P. 131–134.
Работа защищена на оценку «8» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Организационные аспекты и тематический план программы, описание занятий
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется доклад, выполненный в программе MS Word.
В работе также имеется доклад, выполненный в программе MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты