Деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе Диссертация
ГГУ им. Ф. Скорины (Гомельский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Поделиться
Введение
1 Теоретические и правовые основы борьбы с коррупцией
1.1 Понятие и содержание коррупции, международно-правовые аспекты противодействия коррупции
1.2 Система мер по борьбе с коррупцией в Республике Беларусь и сравнительно-правовой анализ законодательств стран СНГ в сфере борьбы с коррупцией
1.3 Современное состояние правоприменительной практики по борьбе с коррупцией в мире и Республике Беларусь
2 Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией
2.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией
2.2 Роль прокуратуры в совершенствовании действующего законодательства в сфере борьбы с коррупцией на современном этапе
2.3 Стратегия борьбы с коррупцией: понятие, содержание, вопросы реализации
2.4 Прокурорский надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства
3 Координация прокуратурой деятельности по борьбе с коррупцией
3.1 Понятие, сущность, цели и задачи деятельности по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией
3.2 Полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности по борьбе с коррупцией
3.3 Содержание и формы координирующей деятельности по борьбе с коррупцией
3.4 Субъекты координации и вопросы взаимодействия с иными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией
4 Иные вопросы деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией на современном этапе
4.1 Организация учета и применение цифровых технологий в систематизации и хранении сведений о коррупционных правонарушениях в органах прокуратур
4.2 Роль органов прокуратуры в предупреждении коррупционных правонарушений и воспитании граждан по соблюдению антикоррупционного законодательства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Коррупция серьезно влияет на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия на правовую систему.
Ее пагубные последствия заключаются в том, что она размывает такие важнейшие конституционные принципы консолидации общества, как принцип социальной справедливости и равенства всех перед законом.
Причины коррупции как опасного социального явления лежат в самом укладе жизни, анализ которого требует вычленения отдельных аспектов – экономического, политического, социально-психологического.
Тема «Деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе» является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, коррупция является серьезной проблемой во многих странах, включая Беларусь. Она оказывает негативное влияние на экономическое развитие, социальную стабильность и доверие граждан к государственным органам. Таким образом, борьба с коррупцией является важным приоритетом для правительства и общества.
Во-вторых, прокуратура, как государственный орган, отвечающий за соблюдение закона и защиту интересов общества, играет ключевую роль в борьбе с коррупцией. Прокуроры имеют полномочия проводить расследования, возбуждать уголовные дела и преследовать коррупционеров. Поэтому актуальность этой темы связана с эффективностью работы прокуратуры и ее способностью справиться с коррупцией.
В-третьих, современный этап развития общества и технологий представляет новые вызовы и возможности в борьбе с коррупцией. В современном мире коррупция может быть более сложной и скрытой, включая использование цифровых технологий для сокрытия преступных действий. Поэтому актуальность этой темы связана с необходимостью адаптации прокуратуры к новым вызовам и применению современных методов расследования и преследования коррупции.
Наконец, актуальность этой темы связана с интересом общества и граждан к прозрачности и честности власти. Беларусь стремится к развитию демократии и защите прав и свобод граждан. Борьба с коррупцией является неотъемлемой частью этого процесса и может способствовать укреплению доверия граждан к государственным институтам.
Таким образом, актуальность темы «Деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе» связана с серьезностью проблемы коррупции, важностью роли прокуратуры в ее пресечении, необходимостью адаптации к новым вызовам и интересом общества к честной и прозрачной власти.
Объект исследования – общественные правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе.
Предметом исследования выступают положения законодательства, позволяющие охарактеризовать деятельность прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией на современном этапе, а также научная литература, статьи периодических изданий.
Целью настоящей работы является на основе комплексного анализа положений законодательства, а также научной литературы выявить понятие и дать характеристику понятию, особенностям и основным видам ответственности государственных служащих.
Задачи исследования таковы:
- определить понятие и содержание коррупции, международно-правовые аспекты противодействия коррупции;
- проанализировать систему мер по борьбе с коррупцией в Республике Беларусь и сравнительно-правовой анализ законодательств стран СНГ в сфере борьбы с коррупцией;
- рассмотреть современное состояние правоприменительной практики по борьбе с коррупцией в мире и Республике Беларусь;
- изучить правовые основы деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией;
- определить роль прокуратуры в совершенствовании действующего законодательства в сфере борьбы с коррупцией на современном этапе;
- исследовать стратегию борьбы с коррупцией: понятие, содержание, вопросы реализации;
- рассмотреть прокурорский надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства;
- установить понятие, сущность, цели и задачи деятельности по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;
- исследовать полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности по борьбе с коррупцией;
- изучить содержание и формы координирующей деятельности по борьбе с коррупцией;
- выявить субъектов координации и вопросы взаимодействия с иными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией;
- рассмотреть организацию учета и применение цифровых технологий в систематизации и хранении сведений о коррупционных правонарушениях в органах прокуратуры;
- проанализировать роль органов прокуратуры в предупреждении коррупционных правонарушений и воспитании граждан по соблюдению антикоррупционного законодательства.
[...]
1 Теоретические и правовые основы борьбы с коррупцией
1.1 Понятие и содержание коррупции, международно-правовые аспекты противодействия коррупции
Республика Беларусь, являясь членом мирового сообщества, испытывает влияние мировых процессов и тенденций, в том числе характерных для преступности. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляют себя коррупция и экономическая преступность.
1 Теоретические и правовые основы борьбы с коррупцией
1.1 Понятие и содержание коррупции, международно-правовые аспекты противодействия коррупции
Республика Беларусь, являясь членом мирового сообщества, испытывает влияние мировых процессов и тенденций, в том числе характерных для преступности. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляют себя коррупция и экономическая преступность.
Обращаясь к статистике в Республике Беларусь за 2020-2022 гг., отметим, что:
- за 2020 г. – 684 лица осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности [1];
- за 2021 г. – 640 лиц осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности [2];
- за 2022 г. – 763 лица осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности [3].
Таким образом, в 2022 году наблюдается увеличение числа преступлений с коррупционной направленностью. Коррупция проникла в различные области экономики, социальной и политической жизни не только Республики Беларусь, но и других стран СНГ, оказав воздействие на различные слои общества, включая работников государственного аппарата. Явления коррупции, такие как злоупотребление должностными полномочиями, протекционизм и взяточничество, становятся все более распространенными.
Учитывая многочисленность стран в СНГ, мы ставим перед собой задачу проанализировать законодательство лишь в отношении некоторых из них: Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики и Республики Беларусь. Эти страны были выбраны из-за своего политического и культурного разнообразия, представляя государства, входящие в СНГ.
Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает порча, упадок. Этимология слова «коррупция» восходит к глаголу (corrumpere) – «нарушать, ломать». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, замечает, что «хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» (ст. 7) [4]. Здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
В бывшем СССР коррупция достигла своего пика в «застойный период», когда разложение партийной и государственной бюрократии сопровождалось изоляцией её от общественного контроля и критики.
Коррупция стала неотъемлемой частью и необходимым условием функционирования теневой экономики, а также одним из главных факторов деградации экономической и политической сфер и ухудшения общественных моральных ценностей. Эта проблема связана не только с недостатками в обществе, недостатками человеческой природы и низкими моральными стандартами. Формальные отношения, закрепленные в законах между государственными и частными структурами, в себе одних не могут обеспечить эффективное функционирование системы и всегда дополняются неформальными отношениями.
А.И. Кирпичников в ярких словах описывает коррупцию как «коррозию власти». Это явление, подобно ржавчине, разъедает государственный аппарат и разлагает нравственные основы общества. Уровень коррупции служит своеобразным индикатором для общества, отражая его моральное состояние и способность государственного аппарата решать задачи не в своих интересах, а в интересах общества. Аналогично тому, как коррозионная усталость для металла означает снижение его прочности, усталость от коррупции для общества означает снижение его устойчивости [5, с. 14].
Страны, находящиеся в процессе общественной трансформации, сталкиваются с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой административной концепции, что способствует увеличению уровня коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможности наложения санкций способствуют злоупотреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Экономические реформы также затрудняются объективными трудностями.
Важно отметить, что коррупция – многогранный и сложный являющийся результатом взаимодействия различных факторов. Одним из основных факторов, способствующих распространению коррупции, является концентрация власти, богатства и полномочий. Когда они сосредоточены в руках небольшого числа людей или групп, это создает благоприятные условия для злоупотребления этой властью в своих личных интересах. Также, громоздкая бюрократия и избыточное административное управление могут создавать условия для теневых схем и взяточничества, так как они предоставляют дополнительные возможности для злоупотребления властью.
Ограничения в сфере торговли, монополии и патронаж также играют свою роль в формировании коррумпированных практик. Эти ограничения могут создавать искусственные барьеры для предпринимателей и приводить к появлению теневых схем для обхода законов. Недостаточное финансирование и низкая оплата государственной службы могут привести к искушению принимать взятки как компенсацию за низкие зарплаты.
[...]
2 Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией
2.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией
2 Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией
2.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией
Важную роль в борьбе с коррупцией также играют следственные органы, органы внутренних дел и другие компетентные институты, совместно трудящиеся в обеспечении законности и порядка. Система прокуратуры, осуществляя свой контроль, стремится не только выявить и пресекать случаи коррупции, но и предупреждать их возникновение через систематическое изучение и анализ правонарушений.
Ключевой аспект деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией заключается в обеспечении прозрачности и ответственности в государственных структурах. Путем расследования инцидентов коррупции и поддержки судебных процессов они способствуют формированию неприемлемости таких практик, что, в свою очередь, может служить дополнительным стимулом для чиновников и общественных деятелей соблюдать высокие стандарты этического поведения.
Органы прокуратуры также активно сотрудничают с общественностью, поддерживая механизмы обратной связи и информирования граждан о принятых мерах по борьбе с коррупцией. Вовлечение общественных активистов, журналистов и независимых наблюдателей способствует укреплению механизмов противодействия коррупции и созданию открытой обстановки [29, с. 159].
Система противодействия коррупции в Республике Беларусь, таким образом, является многомерной и включает в себя не только правовые и судебные аспекты, но и активное взаимодействие с обществом для формирования эффективных и устойчивых механизмов борьбы с этим явлением.
Прокуратуре присуще особое положение как в системе органов государственной власти в целом, так и в системе правоохранительных органов, что предопределено ее конституционно-правовым статусом, основанным на ст. 125 Конституции Республики Беларусь [30]. Особенности статуса органов прокуратуры обусловлены тем, что, с одной стороны, только на прокуратуру возложен надзор за исполнением нормативных правовых актов; такими полномочиями не обладают ни судебная власть, ни органы исполнительной власти, ни законодательные органы; с другой органы прокуратуры принимают меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они ни исходили [31, с. 8]. Сам характер прокурорско-надзорной деятельности позволяет прокурорам владеть обширной и достоверной информацией о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, оперативно корректировать деятельность по борьбе с данными негативными явлениями.
Конституционно-правовой статус органов прокуратуры предопределил их особую роль в функционировании государственной системы противодействия коррупции.
Часть 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) выделяет Генеральную прокуратуру Республики Беларусь в качестве ключевого государственного органа, ответственного за координацию и осуществление мер по борьбе с коррупцией [7]. Эта высокая степень ответственности предполагает не только обеспечение эффективного контроля над исполнением антикоррупционных мер, но и активное участие в формировании стратегий и политик в данной области.
Законы Республики Беларусь, такие как Закон от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Закон о борьбе с коррупцией, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, присваивают прокуратуре широкие полномочия для эффективной борьбы с коррупцией. Среди них могут быть выделены следующие основные полномочия:
1. Надзор за исполнением антикоррупционных мер: Генеральная прокуратура контролирует и оценивает деятельность других органов и институтов, вовлеченных в борьбу с коррупцией, чтобы обеспечить их эффективность и соблюдение законодательства.
2. Систематическое изучение и анализ коррупционных проявлений: прокуратура активно занимается анализом существующих коррупционных явлений, выявляет их причины и обстоятельства, что позволяет разрабатывать более эффективные методы предотвращения и борьбы.
3. Предупреждение коррупционных преступлений: прокуратура принимает меры по предупреждению коррупции, например, проводя просветительскую работу, обучение персонала и участие в разработке антикоррупционных программ.
4. Участие в судебных процессах: прокуратура представляет интересы государства в суде при рассмотрении дел о коррупции, обеспечивая справедливость и наказание виновных.
5. Сотрудничество с другими органами: прокуратура взаимодействует с различными институтами, включая следственные органы, органы внутренних дел и общественные структуры, для координации усилий в борьбе с коррупцией [32, с. 36].
Такие полномочия делают прокуратуру ключевым звеном в системе противодействия коррупции, обеспечивая ее эффективное и системное преодоление в интересах государства и общества.
В заключение, роль прокуратуры в совершенствовании действующего законодательства в сфере борьбы с коррупцией на современном этапе оказывается ключевой и неотъемлемой. Прокуратура выступает важным инструментом в обеспечении эффективности и справедливости мер по противодействию коррупции.
[...]
3 Координация прокуратурой деятельности по борьбе с коррупцией
3.1 Понятие, сущность, цели и задачи деятельности по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией
3 Координация прокуратурой деятельности по борьбе с коррупцией
3.1 Понятие, сущность, цели и задачи деятельности по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией
Органы прокуратуры занимают особое положение в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией в Республике Беларусь. Одной из ключевых задач органов прокуратуры является осуществление от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере противодействия коррупции.
Законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» [33] и «О борьбе с коррупцией» [7], Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее УПК) [40], регулируют деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и наделяют ее специальными полномочиями в данной сфере.
В рамках структуры органов прокуратуры действуют специализированные подразделения, направленные на противодействие коррупции и организованной преступности. Эти подразделения включают управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, а также соответствующие отделы в прокуратурах областей и города Минска.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь и подчиненные ей прокуратуры активно осуществляют противодействие коррупции в рамках нескольких направлений. Органы прокуратуры координируют деятельность государственных органов по борьбе с коррупцией, применяя важный инструмент – координационные совещания. Координационное совещание представляет собой межведомственный орган, ответственный за согласование правоохранительной деятельности государственных органов, направленной на противостояние преступности и коррупции. В Республике Беларусь эта система включает республиканские, областные и городские (в том числе в городе Минске), а также районные и городские внутрирегиональные координационные совещания.
Организационные основы и направления деятельности координационного совещания по борьбе с коррупцией определяются Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 6443. Прокуратура играет координирующую роль в противодействии коррупции, что реализуется через определение стратегии и тактики борьбы, выработку согласованных мероприятий, оценку эффективности деятельности в этой сфере, оказание содействия научным исследованиям, а также выдачу письменных указаний по организации борьбы с коррупцией.
Прокуроры имеют возможность заслушивать отчеты руководителей государственных органов, занимающихся борьбой с преступностью и коррупцией, как на публичных координационных совещаниях, так и индивидуально. Они также представляют информацию о состоянии борьбы с коррупцией в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров, Национальному собранию и местным органам, включая предложения по улучшению ситуации. Прокуроры могут требовать необходимую информацию, учитывая ограничения законодательства [42, с. 45].
Дополнительно, прокуроры активно информируют общественность о ходе борьбы с преступностью и коррупцией через средства массовой информации, соблюдая установленные порядки. Таким образом, координационное совещание и прокуратура играют ключевую роль в управлении и координации усилий по противостоянию коррупции в Республике Беларусь.
Вывод: координация правоохранительной деятельности государственных органов, направленной на борьбу с коррупцией, представляет собой важный механизм обеспечения эффективности и согласованности усилий в данной области. Понимание сущности, целей и задач такой деятельности позволяет создать систему, направленную на предотвращение и пресечение коррупционных проявлений в обществе. Организация совместных усилий государственных структур способствует улучшению межведомственного взаимодействия, обмену информацией и оптимизации ресурсов для более эффективного противодействия коррупции. Основной целью координации является обеспечение честности и прозрачности в деятельности государственных органов, что способствует укреплению доверия общества к власти и созданию условий для устойчивого развития страны.
3.2 Полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности по борьбе с коррупцией
Под координацией в юридической литературе обычно понимается взаимосогласованная деятельность различных органов (участников) по достижению общей цели.
3.2 Полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности по борьбе с коррупцией
Под координацией в юридической литературе обычно понимается взаимосогласованная деятельность различных органов (участников) по достижению общей цели.
В сфере противодействия коррупции деятельность правоохранительных органов объединена общей целью, которая заключается в оперативном выявлении, раскрытии, предотвращении, расследовании и предупреждении коррупционных преступлений. Эта цель также включает в себя принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению таких преступлений. Согласованность действий достигается через совместное сотрудничество и внедрение мер по борьбе с преступностью. Важно отметить, что координация между участниками осуществляется в рамках предоставленных законом полномочий и с использованием специфичных методов, присущих каждому органу. При этом не допускается смешение функций, прав и ответственности субъектов [43, с. 4-5].
[...]
4 Иные вопросы деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией на современном этапе
4.1 Организация учета и применение цифровых технологий в систематизации и хранении сведений о коррупционных правонарушениях в органах прокуратуры
4 Иные вопросы деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией на современном этапе
4.1 Организация учета и применение цифровых технологий в систематизации и хранении сведений о коррупционных правонарушениях в органах прокуратуры
Генеральная прокуратура Республики Беларусь принимает на себя важную миссию в обеспечении борьбы с коррупцией в стране. Она не только собирает информацию о фактах коррупции, но также активно осуществляет ее анализ и обобщение. Это позволяет прокуратуре не только реагировать на отдельные случаи коррупции, но и формировать обширное понимание текущей ситуации в борьбе с этим негативным явлением.
Важным элементом этого процесса являются единые банки данных, ведомые в Генеральной прокуратуре. Они служат центральным хранилищем информации о состоянии борьбы с коррупцией и базой данных, на которой основываются аналитические решения и стратегии противодействия коррупции. Эти банки данных формируются на основе предоставленной правоохранительными органами информации, что обеспечивает единый и надежный источник данных.
Банк данных, ведение которого осуществляется Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, содержит раздел «Факты нарушений антикоррупционного законодательства», в котором помещаются сведения о лицах, совершивших дисциплинарные проступки, и примененных к ним мерах ответственности за коррупционные правонарушения или правонарушения, создающие условия для коррупции.
В настоящее время для Единой автоматизированной информационной системы прокуратуры Республики Беларусь (ЕАИС) разработаны и функционируют приложения по учету фактов нарушений антикоррупционного законодательства. Все прокуратуры в обязательном порядке обязаны вносить сведения о коррупционных правонарушениях и нарушениях антикоррупционного законодательства в указанные приложения ЕАИС в целях создания единого республиканского банка данных [47, с. 71].
Такой подход позволяет Генеральной прокуратуре оперативно реагировать на новые тенденции и методы коррупции, а также разрабатывать эффективные стратегии предотвращения и борьбы с этим явлением. Кроме того, ведение единых банков данных создает возможность для системного мониторинга эффективности мер, принимаемых в рамках противодействия коррупции, и для оценки динамики изменений в данной области. Такой подход способствует укреплению институциональной базы и повышению прозрачности в деле противодействия коррупции в Республике Беларусь.
В заключение, эффективная организация учета и применение цифровых технологий в систематизации и хранении сведений о коррупционных правонарушениях в органах прокуратуры играют ключевую роль в повышении эффективности борьбы с коррупцией. Создание единых банков данных, основанных на современных цифровых технологиях, не только обеспечивает централизованное хранение информации, но и улучшает ее доступность, анализ и обобщенность. Такой подход позволяет быстро реагировать на изменения в динамике коррупции, формировать комплексные стратегии противодействия, а также повышает прозрачность и ответственность в системе правосудия. Использование современных технологий в учете коррупционных правонарушений содействует укреплению институциональной базы и дает возможность более эффективно предотвращать и пресекать случаи коррупции, способствуя тем самым развитию правового пространства и общества в целом.
4.2 Роль органов прокуратуры в предупреждении коррупционных правонарушений и воспитании граждан по соблюдению антикоррупционного законодательства
В отличие от прочих направлений деятельности профилактическая деятельность прокуратуры Республики Беларусь напрямую не урегулирована Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» в качестве отдельного направления деятельности [33]. Профилактические полномочия прокурора закрепляются в иных нормативных правовых актах. Например, к их числу можно отнести Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З [48], Указ Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе» [38]. В юридической литературе указанный вид деятельности зачастую рассматривается как одно из направлений надзорной деятельности за исполнением законодательства, но не отдельная функция органов прокуратуры [49, с. 98].
4.2 Роль органов прокуратуры в предупреждении коррупционных правонарушений и воспитании граждан по соблюдению антикоррупционного законодательства
В отличие от прочих направлений деятельности профилактическая деятельность прокуратуры Республики Беларусь напрямую не урегулирована Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» в качестве отдельного направления деятельности [33]. Профилактические полномочия прокурора закрепляются в иных нормативных правовых актах. Например, к их числу можно отнести Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З [48], Указ Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе» [38]. В юридической литературе указанный вид деятельности зачастую рассматривается как одно из направлений надзорной деятельности за исполнением законодательства, но не отдельная функция органов прокуратуры [49, с. 98].
Необходимо отметить, что профилактическая и надзорная работа органов прокуратуры взаимосвязаны. Это подтверждается схожей структурой этих видов деятельности и инструментами прокурорского воздействия. Тем не менее, мы считаем целесообразным выделение профилактической функции в борьбе с коррупцией как отдельного направления их деятельности. Коррупция представляет собой не только вид правонарушений, а сложное отрицательное явление, проявляющееся не только в противоправном, но и в другом социально-опасном поведении. В связи с этим традиционные средства прокурорского контроля не всегда достаточны, поэтому возникает необходимость в создании новых форм деятельности, направленных на предотвращение и устранение коррупционных проявлений. Многие органы и учреждения также занимаются профилактической деятельностью.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Коррупция обладает богатой историей своего становления, а также методов борьбы с ней. Понимание истоков коррупции облегчает постижение её закономерностей, этапов развития и их особенностей. Исторический путь, пройденный не только Белоруссией, но и другими странами мира, требует глубокого теоретического анализа для формирования современной модели противодействия этому явлению.
Проявления коррупции присутствуют во всех странах мира, включая развитые. В странах СНГ этот процесс приобрел систематизирующую силу. Поэтому совместная деятельность стран-участниц СНГ должна быть направлена, прежде всего, на защиту прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства от угроз, связанных с коррупцией, а также обеспечение эффективности деятельности государственных органов, государственных должностных лиц и других аналогичных лиц. Это достигается путем предотвращения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений, а также устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Эти усилия должны осуществляться через тесное взаимодействие стран-участниц СНГ, включая принятие общих законов и других правовых актов.
Процессы модернизации мер по борьбе с коррупцией в законодательстве стран СНГ, особенно в отношении коммерческого подкупа, предоставления и получения взяток, выражаются в следовании общепринятым антикоррупционным рекомендациям. Применение таких стандартов становится все более ориентированным на новые «направления» усовершенствования уголовного законодательства с каждым днем. Прогнозирование криминализации незаконного обогащения, предложения и обещания взятки в российском уголовном законодательстве осуществляется с использованием методов ретроспективного анализа, экстраполяции и сравнительного исследования. Например, в ответ на международные рекомендации о приведении национального уголовного законодательства в соответствие с преступлениями коррупционной направленности, внимание российского законодателя в первую очередь сосредотачивается на улучшении основных деяний в этой категории правонарушений, таких как подкуп и злоупотребление влиянием.
Программа Республики Беларусь по борьбе с преступностью и коррупцией направлена на решение следующих основных задач:
– мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности, миру и безопасности человечества, человеку, его правам и свободам, собственности, правам юридических лиц, природной среде, общественным и государственным интересам, конституционному строю Республики Беларусь, а также установленному правопорядку;
- обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
- повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
- внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
- повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, доверия к правоохранительным органам и органам государственного управления.
В современных условиях прокуратура играет ключевую и неотъемлемую роль в совершенствовании действующего законодательства в области противодействия коррупции. Органы прокуратуры в Республике Беларусь активно участвуют в процессе формирования законов, предлагая изменения и разрабатывая проекты нормативных актов. Эта активность не только обеспечивает более точные и эффективные инструменты борьбы с коррупцией, но и отражает стремление прокуратуры быть впереди вызовов современности. Совместное участие в процессе разработки законов позволяет прокуратуре не только реагировать на текущие вызовы, но и предвидеть и предупреждать проявления коррупции. Таким образом, прокуратура не только осуществляет надзор за выполнением антикоррупционных мер, но и активно способствует формированию современного и эффективного законодательства, направленного на эффективное противодействие коррупции в интересах общества и государства.
Координация правоохранительной деятельности государственных органов, направленной на противодействие коррупции, является важным механизмом обеспечения эффективности и согласованности усилий в данной области. Понимание сущности, целей и задач такой деятельности позволяет создать систему, направленную на предотвращение и пресечение проявлений коррупции в обществе. Организация совместных усилий государственных структур способствует улучшению межведомственного взаимодействия, обмену информацией и оптимизации ресурсов для более эффективного противодействия коррупции. Основной целью координации является обеспечение честности и прозрачности в деятельности государственных органов, что способствует укреплению доверия общества к власти и созданию условий для устойчивого развития страны.
Роль прокуроров в области координации борьбы с коррупцией оказывается весьма существенной, обеспечивая эффективность и согласованность действий государственных органов в этой сфере.
[...]1. Сведения за 2020 год о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях // Верховный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/statistika1/a22e1da7fcdc4b8f.html.
2. Сведения за 2021 год о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях // Верховный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/statistika1/0be79da70a8b4304.html.
3. Сведения за 2022 год о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях // Верховный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/statistika1/140398d808504cbe.html.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. – 2024. – Режимдоступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml.
5. Кирпичников, А. И. Российская коррупция / А.И Кирпичников. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. – 68 с.
6. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» // Содружество Независимых Государств [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901856730.
7. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г. № 305-З: принят Палатой представителей 26 июня 2015 г. : одоб. Советом Респ. 30 июня 2015 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 232-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
8. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-З (в ред. от 19.12.2023 г.). – Гомель, 2024. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.
9. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 г. № 410-V ЗРК. – Гомель, 2024. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=33478302&pos=2;-108#pos=2;-108.
10. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Республики, 08.08.2012 № 153. – Гомель, 2024. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203753.
11. Перечень коррупционных преступлений [Электронный ресурс] : Постановление Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, 27 декабря 2013 г. № 43/9/95/571/57/274. – Гомель, 2024. – Режим доступа: https://minprom.gov.by/protivodejstvie-korrupcii/perechen-korrupcionnyh-prestuplenij/.
12. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999, № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 9 марта 2023 г. // Эталон. Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Гомель, 2024.
13. Нисневич, Ю. А. Политическая коррупция: определение, формы проявления, механизм и ресурсы / Ю. А. Нисневич // Технологизация политических процессов в условиях глобализации: теория, опыт, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 19 окт. 2012. – М.: Федерация мира и согласия. – 2012. – С. 193-201.
14. Конвенция ООН против коррупции // Организации объединенных наций [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
15. Голубовский, В. Ю. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе / В. Ю. Голубовский, Т. Н. Синюкова // Политическая лингвистика. – 2015. – № 2. – С. 240-245.
16. О гражданско-правовой ответственности за коррупцию [Электронный ресурс] / Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1999 года // Эталон онлайн. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=i09900090..
17. Таваджян, А. Коррупция – основная проблема стран СНГ / А. Таваджян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arka.am/ru/news/economy/korruptsiya_osnovnaya_problema_stran_sng_ekspert/.
18. Основы законодательства об антикоррупционной политике [Электронный ресурс] : Модельный закон СНГ, 15.10.2003 г. № 22-15. // Эталон онлайн. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=n20300144.
19. Семыкина, О. И. Тенденции уголовной политики государств – участников СНГ в сфере совершенствования законодательства / О. И. Семыкина // Библиотека уголовного права и криминологии. – 2015. – № 2 (10). – С. 18-29.
20. Семыкина, О. И. Современные тенденции развития уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности (сравнительно-правовое исследование) / О. И. Семыкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2014. – № 2. – С. 327–338.
21. Антикоррупционные реформы в Армении. Третий раунд мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/corruption/ Armenia-Round-3-Monitoring-Report-RUS.pdf.
22. Уголовный кодекс [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Казахстан, 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК // Информационная система ПАРАГРАФ PRG.KZ. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252&doc_id2=31575252#pos=5;-100&pos2=5520;-93.
23. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет : Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Гомель, 2024.
24. Власов, И. С. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование: Монография / И. С. Власов, Н. А. Голованова, В. Ю. Артемов и др.; отв. ред. И.С. Власов. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014. – С. 228-236.
25. Семыкина, О. И. Прогнозирование развития уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности / О. И. Семыкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2015. – № 3. – С. 504-511.
26. Мельников, А. П. О борьбе с коррупцией в Республике Беларусь на современном этапе / А. П. Мельников // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. – 2013. – № 2. – С. 76–81.
27. Костенников, М. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: учеб. пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. – М.: Щит-М, 2014. – 214 с.
28. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления : курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
29. Бондаренко, М.Н. Роль органов прокуратуры Республики Беларусь в сфере противодействия коррупции / М.Н. Бондаренко // Международный форум молодых исследователей: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 09 декабря 2021 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 159-163.
30. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
31. Бессарабов, В. Место прокуратуры в политической системе / В. Бессарабов, А. Жмакин // Законность. - 2009. - N 11.
32. Жук, М.Г. Основные элементы организации работы органов прокуратуры Республики Беларусь по противодействию коррупции / М.Г. Жук // Юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика: закономерности и тенденции развития : сборник научных статей: в 2 ч.. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2020. – С. 36-41.
33. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З: принят Палатой представителей 11 апреля 2007 г. : одоб. Советом Респ. 20 апреля 2007 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 января 2024 г. № 336-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
34. Стародубов, В.В. Институт прокуратуры Беларуси на современном этапе / В.В. Стародубов // Научно-практические исследования. – 2020. – № 6-7(29). – С. 54-59.
35. Хомич, В.М. Правоохранительная составляющая в функциях органов прокуратуры Республики Беларусь (к 100-летию образования системы органов прокуратуры) / В.М. Хомич, О. В. Русецкий // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2022. – № 2(88). – С. 145-156.
36. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом «Интерпрессервис», 2021. – 768 с.
37. Слесарук, П.Л. Полномочия прокуратуры Республики Беларусь при осуществлении надзора за единообразным исполнением законодательства об исполнительном производстве / П.Л. Слесарук // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пенза, 20 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 58-60.
38. О криминологической экспертизе [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 29 мая 2007 г. № 244 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18 марта 2021 г. № 112 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
39. О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 16 июля 2007 г. № 330 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
40. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999, № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г., по состоянию на 17 июля 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Гомель, 2024.
41. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 1 сентября 2010 г. № 450 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 499 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
42. Максимов, Л. Г. Прокурорский надзор: практическое пособие / Л. Г. Максимов. – Минск: Амалфея, 2021. – 196 с.
43. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией: пособие / рук. авт. коллектива А.В.Кудашкин; Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2011.
44. Жук, М.Г. Роль и место органов прокуратуры в государственно-правовом механизме противодействия коррупции в Республике Беларусь // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран: сб. ст. – Могилев, 2019. – С. 85-88.
45. Свечников, Н.И. Меры по борьбе с преступлениями коррупционной направленности / Н.И. Свечников, Д.М. Курмаева // Вестник Пензенского государственного университета. – 2020. – № 3 (31). – С. 67-71.
46. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Гомель, 2024.
47. Гавриленко, А. В. Становление и развитие органов прокуратуры в Республике Беларусь: историко-правовой аспект / А. В. Гавриленко // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2017. – № 2(101). – С. 71-76.
48. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 4 января 2014 г. № 122-З: принят Палатой представителей 16 декабря 2013 г. : одоб. Советом Респ. 19 декабря 2013 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Гомель, 2024.
49. Воронин, О.В. О назначении координационной, профилактической и административно-юрисдикционной деятельности прокурора / О. В. Воронин // Уголовная юстиция – 2013. – № 1(1). – С. 96–99.
50. Еремина, Н.В. Самостоятельность прокуратуры в условиях принципа разделения властей / Н. В. Еремина // Право и политика. – 2008. – № 10. – С. 56–60.
51. Воробьева, Е.И. Осуществление общественного контроля как неотъемлемая черта развитого гражданского общества / Е.И. Воробьева, М.М. Курячая // Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы : сб. научных трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф., 10 нояб. 2015 г. – 2015. – № 2. – С. 28–29.
52. Козлов, Т.Л. Прокурорская деятельность в системе мер профилактики коррупции / Т. Л. Козлов // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2013. – № 1 (33). – С. 36–42.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты