ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЛИТЕРАТУРА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В современном обществе, особенно в развитых индустриальных странах, наблюдается повсеместное снижение двигательной активности, рост сидячего образа жизни, плохое питание и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на здоровье населения. На фоне гиподинамики происходит ухудшение здоровья, которое становится угрожающим по мере нарастания соблазнов к рискованному поведению и нарушения принципов здорового образа жизни. Таким образом, согласно статистике, только 8% детей в нашей республике могут считаться полностью физически здоровыми. Эти тревожные цифры ставят на повестку дня физическое воспитание и пропаганду здорового образа жизни, как для подрастающего поколения, так и для взрослых людей.
Научно доказано, что состояние здоровья человека зависит только на 10-15% от деятельности учреждений здравоохранения; на 15-20% - от генетических факторов; на 20-25% - от окружающей среды; на 50-55% - от условий и образа жизни людей. Поэтому здоровый образ жизни может и должен стать решающим фактором развития личности и населения в целом. Само понятие «здоровый образ жизни» рассматривается как активная деятельность, направленная не только на поддержание и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие человека в целом.
Обществу и государству в целом выгодна пропаганда здорового образа жизни, так как в его результате:
- снижается заболеваемость и уменьшаются затраты на лечение и выплаты инвалидам;
- растет социальная активность людей и способность к продуктивному труду и, следовательно, повышаются доходы граждан, которые для государства являются источником налогов;
- улучшаются семейные отношения;
- уменьшается распространенность особо опасных вредных привычек;
- улучшается психологический климат в обществе.
Здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место. В 2001 г. Всемирная организация здравоохранения дала следующее определение здоровью: "Здоровье – это состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов" [4, с.12].
Психическое и физическое здоровье – это два неразрывно связанных компонента здоровья человека, которые должны постоянно находиться в гармонии для обеспечения высокого уровня жизни. Психическое здоровье отражает здоровье нашего ума, в то время как физическое здоровье отражает здоровье тела. [1, с.113].
1. Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры, спорта и туризма на современном этапе: сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка". – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. – 331 с.
2. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.
3. Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы: тезисы докладов Международной научно-практической конференции, г. Минск, 25—26 апреля / [редколлегия: Е. С. Григорович (председатель) и др.]. – Минск: БГМУ, 2013. – 254 с.
4. Отдых и восстановление общей работоспособности студентов / Р. И. Купчинов, А. А. Степаненко. – Минск: МГЛУ, 2013. – 123 с.
5. Проблемы здорового образа жизни в современных условиях: материалы республиканской научно-практической конференции (Минск, ноябрь 2013 г.). – Минск: Академия МВД, 2014. – 179 с.
6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под. обш. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 224 с.
7. Содействие здоровому образу жизни: учебно-методическое пособие для педагогов и учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования / Т. В. Матвейчик [и др.]. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2014. – 275 с.
8. Формирование здорового образа жизни: история, опыт, практика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasgma.ru/ar228-page1.html.
9. Шурыгина В. В., Гильманшина А. И. Технологии пропаганды здорового образа жизни и безопасного поведения в современном образовательном пространстве [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 217-219.