ВВЕДЕНИЕ
НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ПРЕРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды особое место принадлежит экологическому нормированию, так как «данный институт содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений и определяет степень эффективности выполнения эколого-правового предписания»59.
Общую правовую основу нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды составляют Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ПРЕРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:
• нормативов качества окружающей среды;
• нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
• лимитов на природопользование.
Следует отметить, что нормативы, относящиеся к первой группе (качества), устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и определяют предельно допустимые границы вредных химических, физических, биологических воздействий на окружающую среду. В конечном счете их превышение угрожает сохранению биологических условий существования человека. Таким образом, нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды60. Они устанавливаются применительно к водам, почве, атмосферному воздуху и являются едиными для территории Республики Беларусь.
Принципиальное отличие второго вида нормативов (допустимого воздействия) заключается в том, что они определяют допустимые размеры вредных воздействий на окружающую среду, устанавливаемые для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимо обратить внимание на соотношение рассматриваемых нормативов: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий. Суть этого принципа заключается в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для каждого субъекта с учетом всех источников воздействия на окружающую среду устанавливаются на уровне, при котором суммарные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех субъектов на данной территории с учетом перспектив развития не приведут к превышению нормативов качества окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, законодательной основой для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь являются Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»:
техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований к объектам технического нормирования, основным результатом которой является разработка технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза;
стандартизация – деятельность по установлению технических требований к объектам стандартизации в целях их многократного и добровольного, если иное не установлено настоящим Законом или международными договорами Республики Беларусь, применения в отношении постоянно повторяющихся существующих или потенциальных задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, связанной с объектами стандартизации, и основным результатом которой является разработка технических кодексов установившейся практики, общегосударственных классификаторов, стандартов, технических условий.
1. Боклан, Д. С. Международное экологическое право и международные экономические отношения : монография / Д. С. Боклан. -Науч. изд. -М. :Магистр : Инфра-М,2014. -272 с.
2. Ерофеев, Б.В. Экологическое право: Учебник / Б.В. Ерофеев. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, Форум, 2015.-400.
3. Жлоба, А.А. Право окружающей среды Европейского Союза. Общая часть : учеб. пособие / А.А. Жлоба ; под ред. X. Хермана, С.А. Балашенко, Т. Борича. - Минск: Зорны Верасок, 2010.- 156 с.
4. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и др. - М. : Эксмо, 2010.-480 с.