Политические и правовые предпосылки возникновения и развития кооперации
Список использованной литературы
Политические и правовые предпосылки возникновения и развития кооперации
Кооперативное движение имеет свою историю, современные проблемы и нацелено далеко в будущее. В настоящее время в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов, число которых превышает 70 тысяч, а число их членов более 800 миллионов.
Более чем полуторовековой опыт кооперации разных народов и государств показал и доказал, что кооперация – важный и необходимый компонент рыночных отношений. Кооперация возникает тогда, когда в сферу рынка начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для укрепления своей хозяйственной деятельности, как производителей, так и потребителей. Масштабы кооперирования расширяются вместе с ростом товарных отношений [1, c. 48].
Кооперативы как социальный механизм регулирования противоречий и издержек рыночной экономики у разных народов возникли в разное время и в разных социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали одинаковые надежды на лучшее будущее.
Знания об историческом опыте мирового кооперативного движения необходимы для выработки теоретических позиций и принятия правильных практических решений по кооперативным проблемам современности.
В современной истории нет общественно-экономической организации, сравнимой с кооперацией по темпу и широте распространения по планете, количеству участников, выживаемости в разных политических и социально – экономических условиях, оперативности и эффективности в удовлетворении самых разнообразных потребностей людей. Кооперативные формы хозяйствования и управления – не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования.
Кооперативное предпринимательство – это форма реализации коренных экономических интересов и психического склада определенных больших групп людей в любом обществе любой страны в любое время.
Кооперативные объединения трудящихся являются порождением капитализма. Почему же они возникли раньше, например, в эпоху феодального строя или рабовладельческого? Только на "стыке" феодализма и капитализма создаются исторические предпосылки возникновения кооперации. Хотя существовала бесчеловечная эксплуатация рабов рабовладельцами и крепостных крестьян феодалами, до победы и утверждения капиталистического строя массовое кооперативное движение было не возможно [2, c. 79].
Исходным пунктом зарождения этого движения явились изменения в социальной жизни и структуре общества, когда капиталистическая промышленная система на первое место выдвинула два новых больших класса: буржуазию и пролетариат. Собственники фабрик и заводов, предприниматели были заинтересованы в росте своих прибылей, а наемные рабочие — в повышении своей заработной платы. Возможность одновременного увеличения прибылей и заработной платы в условиях производства того периода была еще ограничена. Промежуточное положение занимали мелкие товаропроизводители. Противоположность и столкновение экономических интересов буржуазии и пролетариата лежали в основе процессов, которые объективно усиливали тенденцию наемных рабочих к взаимопомощи, объединению, организации. В общем потоке социального движения как одна из форм защиты экономических интересов широких масс возникает кооперативное движение. Появляются первые кооперативы.
Основные, конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века можно назвать схожими. Возникновение кооперативного движения и кооперативов было обусловлено становлением и развитием буржуазного общества.
Основными причинами, зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников и крестьян в середине XIX века, побудившими людей к созданию кооперативов, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму:
1 Бурный рост городского населения. Он сопровождался значительным увеличением спроса на потребительские товары, жилища, транспортные и иные услуги. А повышение спроса над предложением в условиях рынка приводило к росту цен.
2 Отставание темпов развития сферы услуг от темпов роста крупной промышленности. Аппарат личного потребления в больших городах принадлежал купцам и ростовщикам. Будучи владельцами мелких магазинов, трактиров, ремонтных и т.п. заведений, они привычно обслуживали состоятельных потребителей и имели приличные прибыли, а строить аналогичные предприятия для обслуживания хлынувшей в города новой клиентуры – рабочих и членов их семей – не спешили [3, c.90].
1 Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
2 Коммерческая деятельность: учебник / С. Н.Виноградова, О. В. Пигунова. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 363 с.
3 Коммерческая деятельность: практикум: учебное пособие / С. И. Башаримова, М. В. Дасько. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2010. – 335 с.
4 Короткова, Т. Л. Коммерческая деятельность: учебник / Т. Л. Короткова. – Москва: Финансы и статистика, 2007. – 414 с.
5 Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 638 с.
6 Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов. – Москва: Дашков и К°, 2008. – 499 с.
7 Ромина, А. Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / А. Г. Ромина. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 316 с.