О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Список литературы
О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Образование - довольно специфическая область, для которой существуют конкретные риски, отличные от тех, которые традиционно рассматриваются в теории управления рисками. Поэтому важно не только выявлять риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, проводить анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели уровня высшего образования - предоставление качественных образовательных услуг.
В процессе образовательной деятельности учреждения образования сталкиваются с комбинацией различных типов риска, которые различаются по времени и месту возникновения, взаимосвязаны и влияют на деятельность образовательного учреждения, в то время как изменение одного типа риска может привести к изменению большей части других [1].
В статье дана характеристика внутренних и внешних рисков, свойственных учреждениям высшего образования. Внутренние и внешние риски рассмотрены на примере УО «Белорусская государственная академия связи». Выявлены пути снижения рисков УО «Белорусская государственная академия связи» при подготовке специалистов.
Выделим основные внешние и внутренние риски образовательной организации, влияющие на качество подготовки выпускников уровня высшего образования.
Внешние риски связаны с несоответствием между предоставлением образовательных услуг фактическому спросу, высокой конкуренцией, нестабильностью правового статуса и зависимостью от государственных программ развития образования и стандартов организации образовательного процесса [4].
Внутренние риски связаны прежде всего с отсутствием квалифицированного педагогического и управленческого персонала, стандартизированной системой оценки качества предоставления образовательных услуг, недостаточной эффективностью разработки и реализации учебных программ и т.д.
Управление внутренними рисками является одним из наиболее важных вопросов, которые должны решаться руководством учреждения образования. С ростом конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо, чтобы состояние внутренней среды образовательного учреждения было максимально оптимальным. Для этого важно проводить постоянный мониторинг всех внутренних механизмов и, оценивая ситуацию, своевременно признавать влияние внутренних рисков на эффективность управления уровня высшего образования [3].
Рассмотрим внешние и внутренние риски на примере УО «Белорусская государственная академия связи».
Академия связи, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми актами Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Уставом академии.
К внешним рискам можно отнести переход на новую систему финансирования, уменьшение бюджетной составляющей финансирования, высокую конкуренцию вузов, сокращение контингента студентов, сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных НИР, изменение законодательства в области образования и др.
К внутренним финансовым рискам, относятся риски нехватки оборотных средств. Источником этого риска являются денежные средства, находящиеся в обращении. Денежные средства от оплаты студентов за обучение поступают в академию неравномерно (оплата производится одним платежом в начале года или два раза в год), а расходы на функционирование академии постоянны. При неправильной финансовой политике управления учреждением образования существует вероятность нехватки оборотного капитала в те периоды, когда студенты не платят за обучение. Рациональное управление денежными средствами в обращении подразумевает их оптимизацию, основанную на потребностях учреждения образования. Одной из основных задач управления денежными средствами в обращении является обеспечение их источниками финансирования. Таким образом, на первый план выходят методологические и практические вопросы управления процессами анализа, формирования и рационального использования оборотного капитала [2].
Денежные средства академия связи получает от собственных средств, спонсорской помощи, из фондов Министерства связи и информатизации, за оплату образовательных услуг. Для минимизации риска нехватки оборотных средств целесообразно осуществлять постоянный мониторинг средств учреждения образования.
1. Гельманова З.С. Риски в контексте качества подготовки специалистов высшего образования / З.С. Гельманова, Н.А. Гарт // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 65-68.
2. Костюкова Т.П. Модель управления рисками образовательного учреждения / Т.П. Костюкова, И.А. Лысенко // Информационно-управляющие системы. – 2011. – № 2 (51). – С. 73-76.
3. Риски образовательной деятельности в современных рыночных условиях / Антохина Ю.А., Варжапетян А.Г. и др. // Экономика и управление. – 2012. – № 8 (82). – С. 43-49.
4. Особенности применения менеджмента рисков в учреждении высшего образования при подготовке специалистов в сфере инфокоммуникационных технологий / Алымова А.А., Борботько В.В., Кудрицкая Е.А. и др. // Проблемы инфокоммуникаций.- 2017. - № 2 (6). - С. 75-81.