ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Список литературы
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
В статье рассматриваются особенности экологического воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи. Проанализированы возможные причины снижения уровня знаний и представлений экологической направленности. Предложены варианты воздействия на контингент детей, с целью повышения эффективности экологических знаний и представлений.
Экологическое воспитание детей – это осознание себя частью природы, правильное взаимодействие с элементами природы.
Формирование ответственного отношения к природе – это сложная характерная черта личности человека. Она строится на основании понимания законов природы, определяющих саму жизнь общества, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на планете [1, c. 11-18]. Недостаточный уровень знаний у детей может привести к созданию неправильных представлений об окружающем мире, что может повлечь жестокое обращение с животными и растительным миром. Негативное отношение к природе формирует отрицательные черты характера у ребенка.
Для понимания актуальности проблемы экологического воспитания детей следует рассмотреть факторы, которые могут способствовать возникновению тяжёлых нарушений речи. Среди факторов, способствующих возникновению таких нарушений различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Органические: внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии; внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, травмы плода. Функциональные: соотношение процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Социально - психологические причины, а именно алкоголизм, курение, ионизирующая радиация, постоянная вибрация, неблагоприятные влияния окружающей среды. Особенно вредное влияние оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития в период от 4 недель до 4-х месяцев [5].
Экологическое воспитание детей направлено на формирование внутренней нравственности и духовности, осознованию себя частью природы и окружающего мира. Формирование у детей нравственности, бережному отношению к окружающей среде является профилактикой социально - психологических причин вызывающих тяжёлые нарушения, в том числе и речевые.
Экологическое воспитание должно реализовываться через межпредметные связи и единство познавательной и практической деятельности по изучению и охране природы. В системе образования Республики Беларусь экологическое образование реализовываться изучением в начальной школе программы предмета «Человек и мир».
«Человек и мир» – это интегрированный предмет, который предусматривает изучение географических, биологических, и анатомических знаний. Программа курса «Человек и мир» в начальных классах включает следующие разделы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье».
1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ Астрель, 2007. – 158 с.
2. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
3. Венгер, Л. А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Л. А. Венгер. –М.: ИНТОР, 1996. 128 с.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – 2-е изд., исправленное. – М. :Аркти, 2004. – 168с.
5. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Литур, 2006. – 320 с.