Введение
Материал и методы
Результаты и их обсуждение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характер любого человека определяется и выражается в отдельных чертах поведения, выражения себя как личности. Важность исследования характера состоит в том, что характер это не определенная система социальных норм и правил поведения, а совокупность его отдельно взятых психологических черт, которые себя различным образом проявляют. Наличие и развитие у ребенка школьного возраста определенных свойств (черт) характера свидетельствует о его психическом состоянии, готовности жить в обществе и воспринимать себя полноправным членом данного общества.
Определение важнейших черт личности, которые входят в структуру его характера актуально и важно для изучения психического состояния школьника в целом, для определения особенностей его характера. В настоящий момент выделяют различные типы характеров, которые строятся в зависимости от наличия и уровня развития определенной черты характера.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили исследования, посвященные исследованию формирования характера подростка. При написании и проведении практического исследования были использованы следующие методы научного исследования: анализа, синтеза, метод наблюдения, метод проведения беседы, метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Результаты и их обсуждение
Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества [1, с. 89].
Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида [2, с. 18].
Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей [3, с. 89].
Важнейшие черты характера учащегося как будущего сознательного квалифицированного рабочего — это активность, самостоятельность и дисциплинированность.
В формировании характера проявляются закономерности функционирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия упрочившихся навыков формирования новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения [4, с. 67].
Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека [5, с. 56].
Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка. В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.
В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:
• личностное отношение человека к другим, к себе;
• уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
• средства массовой информации и глобальная сеть интернет [6, с. 22].
На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.
П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:
• естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
• культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
• личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя) [7, с. 65].
Заключение
Под характером понимается система определенных правил, норм поведения личности школьника, это определенная схема его поведения. Однако отметим, что характер – это не просто строго определенная система, а та совокупность норм, которые обусловлены психическими особенностями личности ребенка. На процесс формирования характера и заложения его самых главных черт характера большое значение и влияние оказывает внешняя среда школьника. Это семья, его социальное окружение, школьный коллектив. Большую и главенствующую роль должен в этом случае играть институт семьи, в котором школьник проводит большую часть своего времени, где родился и обретает первоначальные навыки воспитания. Кроме того, важное влияние оказывает школа как та организация, которая обеспечивает и организует процесс воспитания и обучения школьника на определенном этапе. Важнейшими чертами характера школьника являются активность, дисциплинированность, отзывчивость, доброжелательность, целеустремленность.
1. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера 2 изд / А.В. Барташев. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л.И. Божович . - М.: Просвещение, 2008. — 345 с.
3. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абра-мова . — М.: Академический Проект, 2010. – 220 с.
4. Ильин, Е. П. Психология: Учебник для средних учебных заведений /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004.- 560 с., с. 67].
5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2001. – 210 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
7. Общая психология: в 7 т.: уч-к для студ.вузов / под ред. Б.С. Братуся. Т.2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: «Академия», 2011. – 416 с.
8. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Б. Хозиев. – М.Изд.центр «Академия», 2010. – 272 с.