1. КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
2. ПОДБОР ПРИЗНАКОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И СПОСОБОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
Минеральные воды — сложные растворы, в которых вещества содержатся в виде ионов, недиссоциированных молекул, газов, коллоидных частиц.
Минеральные воды формируются в толще земной коры. Там они проходят естественную обработку, преодолевая путь через горные и земные породы с разнообразными геотермическими, гидрогеологическими и геохимическими условиями, в зависимости от которых и будет формироваться химический и микроэлементный состав, температура и другие показатели конечного природного продукта.
Существует масса видов и групп минеральных вод, различных между собой по целевому назначению, температуре, гидрогеохимическим особенностям и другим параметрам.
Для деления минеральной воды на группы анализируют такие показатели, как: уровень минерализации, ионный и газовый составы, температура, кислотность или щелочность, радиоактивность.
По уровню минерализации воды бывают от слабоминерализованных до крепких рассольных, промежуточных видов воды в классификации минерализации еще четыре. [5]
По кислотности минеральная вода бывает от нейтральной до щелочной, а по температуре от очень холодной, ниже 4°, до термальной и высокотермальной, выше 42°.
Также классифицируют минеральные воды в зависимости от преобладания ионов тех или иных минералов в составе. Бывают воды с такими составами:
- Хлоридная;
- Сульфатная;
- Гидрокарбонатная;
- Натриевая;
- Кальциевая;
- Магниевая;
- Гидрокарбонатно-хлоридная;
- Магниево-кальциевая;
- Железистая;
- Бромная, иодная и фторсоержащая;
- Борсосодеражащая и йодо-борсосодержащая.
2. ПОДБОР ПРИЗНАКОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
Минеральные воды — это природные подземные воды, характеризующиеся постоянством химического состава.
Идентификацию минеральной воды начинают с изучения информации, приведенной на этикетке. Она обязательно должна включать наименование воды, се тип (газированная, негазированная), наименование группы, номера скважины или название источника, по которым можно определить се происхождение. [7]
Причем наименование воды и источника должны соответствовать Реестру месторождений, утвержденному Министерством природных ресурсов, в котором четко прописано, какая вода добывается и из какого источника.
В соответствии с действующим стандартом на воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые на этикетках рядом с названием обязательно должно присутствовать слово «питьевая». Должно быть также указано назначение воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая) и ее химический состав.
Эта информация лежит в основе проведения ассортиментной идентификации.
При ассортиментной идентификации определяют характерные органолептические и физико-химические свойства минеральной воды с целью установления ее соответствия заявленному наименованию (виду, группе, типу).
Существенными органолептическими признаками минеральной воды являются прозрачность, бесцветность (допускаются желтоватые или зеленоватые оттенки), отсутствие или наличие незначительного осадка минеральных солей, насыщенность диоксидом углерода, вкус и запах, характерные для комплекса растворенных в воде веществ.
Однако почти все эти признаки могут быть применены и к столовым водам, которые ранее называли искусственно-минерализованными. Однако органолептический метод не является достаточным и надежным для достоверного установления происхождения воды и ее принадлежности к заявляемому виду.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И СПОСОБОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ
Наиболее распространенным видом является ассортиментная фальсификация, а основной ее способ — предоставление недостоверной информации о природе и происхождении воды: за минеральную питьевую воду выдастся столовая вода или обычная питьевая, в которую добавляют неконтролируемое количество солей и искусственно насыщают диоксидом углерода. [3]
Менее грубым способом фальсификации является недостоверное указание источника. Этот способ фальсификации в настоящее время также носит массовый характер. Наиболее ярким примером являются обнаруженные в продаже специалистами Роспотребнадзора минеральные питьевые воды «Ариана Карма-дон», «Ессентуки № 20» и «Ессентуки № 7 — новая».
Вода «Ариана Кармадон» не является водой, добываемой на Кармадонском месторождении, поскольку после схода ледника Колка в 2002 г. такого источника просто не существует.
Находящаяся в бутылке вода получена из скважины Коринского месторождения. Эта информация указана на контрэтикетке и мелким шрифтом. Даже несмотря на то что по составу эта вода близка к кармадонской, производитель не имел права использовать название несуществующей скважины.
Также давно не существует и источника № 20, где добывалась вода «Ессентуки № 20». Содержимое бутылки представляет, по данным экспертов, смесь воды из двух скважин, не имеющих ничего общего с названным месторождением.
Вода «Ессентуки № 7 — новая» не входит в Реестр месторождений. Участок, на котором находится скважина, указанная на этикетке, не относится к Ессентукскому месторождению, а запасы этих источников не утверждены государственными органами.
В приведенных примерах недостоверное указание наименования воды, в основу которого заложено ее место происхождения, вводит потребителей в заблуждение. [5]
Количественная фальсификация это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы) от предельно допустимых норм. Для выявления этого вида фальсификации достаточно при приеме партии воды воспользоваться соответствующими поверенными измерительными мерами веса (весами) и произвести измерения согласно приведенной в технических документах на измерительный прибор методике.
1. Замедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / Е.А. Замедлина. – М.: РИОР, 2010. – 156 с.
2. Казанцева, Н.С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Н.С. Казанцева. – М: Дашков и Ко, 2012. – 399 с.
3. Кондрашова, Е.А. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие для студентов общеобразовательных учреждений сред. проф. образования / Е.А. Кондрашова. – М.: Альфа-М, 2012. – 430 с.
4. Микулович, Л.С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Л.С. Микулович. – Минск: Выш. шк., 2011. – 416 с.
5. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность. Учебник — 8-е изд., переработанное и дополненное./ Ф.Г. Панкратов— М.: ИТК «Дашков и К0», 2010. – 311 с.
6. Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров. / Ф.А. Петрище— М.: Дашков и К0, 2015. – 213 с.
7. Чечеткина, Н.М. Экспертиза товаров/ Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина. – М.: ПРИОР, 2010. – 316 с.
8. Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. / А.Ф. Шепелев— М.: Центр-МарТ, 2014. – 574 с.