Изменение социальных ролей в период становления рыночной экономики
Список использованных источников
Изменение социальных ролей в период становления рыночной экономики
Пафос социально-экономической трансформации (формирование рыночной экономики в стране), как вы знаете, заключался в переходе к более свободному и процветающему обществу, в котором было больше возможностей для развития личности в соответствии с законами его собственной жизни. Из-за широко распространенного мнения об отсутствии свободы в коммунистическом обществе ожидалось, что порабощенные (и прежде всего страдающие) люди стремятся к свободе.
Кроме того, свобода, безусловно, является западной моделью и, следовательно, свободой, которая входит в экономику в форме рынка, а в неэкономических сферах в форме демократического общества.
Сознательный переход к новой социальной системе не мог бы состояться без изменения основных социальных институтов (экономических, политических, культурных). Пришедшие к власти реформаторы предположили, что они были для них наиболее доступными – так как есть правовая система как часть социальных норм и отношений, объявленных государством и защищенных его властью. [1]
Были объявлены новые права и свободы, исчезли многие ограничения административного командования (либо были ослаблены). Все это изменило систему социальных отношений и, таким образом, «ролевую карту» общества.
Как было ясно из содержания новых прав, ключевым аспектом этого изменения было повышение уровня независимости социальных субъектов как необходимое условие и существенный признак свободы со всей западной интерпретации. [5]
На практике этому способствовали очень специфические изменения в ролевой системе общества, которые призваны расширить институциональные и правовые рамки для проявления индивидуальности и свободы, в частности:
- новых условиях возросло разнообразие социальных ролей: появились новые экономические (роль акционера, собственника, арендатора и т. д.) и профессиональные роли, расширился диапазон выбора ролей.
В принципе, одна и та же цель в жизни теперь может быть достигнута различными способами выполняя несколько социальных ролей, которые усиливают или усиливают друг друга.
1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.
2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с.
3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.
4. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.- 479с.
5. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.