Прекрасное и безобразное
ЛИТЕРАТУРА
Прекрасное и безобразное
Существует большое количество понятий и категории, которые соотносятся с определенными объектами или явлениями субъективно, с определенной позиции и точки зрения. От оценки и мнения зависит положение объекта, если точка зрения меняется ¬– объект с легкостью может переместиться в другую противоположную категорию.
Именно к таким категориям относят ключевые понятия эстетики «прекрасное» и «безобразное». Эти два понятия полярные противоположности, которые диалектически неразрывны и взаимосвязаны. Существование прекрасного не возможно без безобразного, и наоборот.
Что такое прекрасное и безобразное было предметом споров и размышлений мыслителей еще с античных времен. А с развитием общества, развивается и сам человек, становясь все более сложным в своей внутренней организации, а вокруг темы эстетики вырастает все больше вопросов и неоднозначностей.
И если до XX века безобразное по большей части оценивалось негативно и даже игнорировалось в некоторой степени, то с возрастающей техногенностью 20 века безобразному начинает уделяться всё больше внимания. И безобразное и прекрасное являются неотъемлемой частью жизни и сущности человека. В различные периоды люди оценивали роли и отношения этих категорий по-разному.
Весь мир пронизан красотой и безобразием, но что же увидит данный конкретный индивидуум? Почему один человек будет восхищаться бликами воды на реке, а другой, находясь тут же, рядом, будет всем недоволен? Способность к восприятию красоты зависит от уровня духовного развития личности – чем он выше, тем выше духовно-эмоциональный подъем, тем больше красоты окружает человека.
Так что же такое прекрасное и что такое безобразное? Как они соотносятся друг с другом и почему не могут существовать одно без другого?
Чтобы разобраться в данных вопросах необходимо для начала понять, что же представляет собой эстетика, наука, которая объединяет в себе данные ключевые понятия.
Слово «эстетика» изначально происходит от греческого и означает в переводе «связанное с чувственным восприятием». Термин был впервые использован немецким философом А. Баумгартеном для описания нового раздела философии. Это слово утвердилось в философской терминологии, под эстетикой начали понимает наука, изучающую либо «философию красоты», либо «философию искусства». У эстетиков была своя область исследований.
1. Ванслов, В. В. Проблема прекрасного, М.: – 2002.
2. Калаантар, А. Проблема прекрасного. К истории и теории вопроса.– Ереван, 2003.