ВВЕДЕНИЕ
Аксиология – одно из философских направлений, позволяющее понять место права в обществе и то, насколько оно важно для него. Закон не только допускает социальное регулирование в рамках конкретного общества, но и рассматривается как социальное общественное благо. Это особенность закона, позволяющая получить о нем наиболее полное представление.
Необходимо отметить следующие признаки, присущие институционализации права:
1) общеобязательная нормативность,
2) формальная определенность,
3) высокая обеспеченность. Характеристика аксиомы права показывает, что изначально необходимо понять значение термина "ценность" в научной литературе. С этимологической точки зрения "ценность" имеет довольно простое значение. Точнее, это то, чем люди дорожат, то есть некоторые вещи, природные явления, качества и поведение человека. Ценности – это основа общества и культуры.
Согласно Парсонсу, общество основано на ценностях, что определяет его устойчивость [3, с. 368].
В то же время общество продолжает оставаться стабильным, даже когда внутри общества возникают конфликтные ситуации.
ЦЕННОСТЬ ПРАВА
Ценности в законе – это ценности, введенные законом. В этом случае формируется группа социокультурных экономических и политических элементов, в которую входят также социокультурные идеологии и другие элементы. Ценность закона включает в себя ценность, воплощенную в законе.
В данном случае речь идет о справедливости, свободе, взаимопомощи и равенстве. Наличие таких ценностей позволяет сосредоточить внимание человека на конкретных целях, стандартах, а также заставляет его придерживаться определенных кодексов поведения.
Изначально природа этих ценностей не является "правовой", они принадлежат культуре, порожденной правом. Специалисты в области права получают поведенческие модели из практики, то есть не создают новых вещей, а рассматривают ценностные ориентации из той реальности, в которой они существуют.
Ценности становятся частью общества, то есть принимают форму высоких идеалов, на которых базируются ценности закона. Правовое значение, как и оценки в области правосознания, имеют нормативное значение. Правовые нормы оцениваются потому, что они принимают форму ценностей. Кроме того, сознательные волевые действия индивидов всегда осуществляются в той или иной мере из действий усвоенных и оцененных ими социальных норм.
По мнению Неновского, правовые нормы могут не принимать форму ценностей в процессе своего исторического становления, а источником этого становления могут быть самоценные социальные изменения в обществе [3, с. 33].
Не забывайте, что высшая социальная ценность – это человек. Право можно рассматривать как культурное достижение, но в данном случае оно зависит от того, в какой степени оно гарантирует человеческое достоинство и права человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, следующим этапом развития права и приобретения им характеристик зрелых социальных явлений является приобретение нормой самостоятельной ценности как универсального регулятора общественных отношений. Это обусловлено, во-первых, возрастающей ролью государства в управлении и организации общественных процессов, а во-вторых, формированием сложной нормативной системы, которая в идеале должна обладать последовательностью и целостностью, а также соответствовать определенной "главной" норме, имеющей наивысшее правовое значение.
Правовые нормы здесь очень ценны. Они сами по себе ценны как правила поведения, как часть единой правовой системы с характеристиками универсальных регулятивных регуляторов. Обоснование ценности верховенства права не требует участия каких-либо априорных субъектов, которые находятся в ином порядке, чем нормативные субъекты.
1. Белинков А.В. Модернизация права в России: теоретический анализ. Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. с.22 24, 88.
2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., Юристъ, 1995. – 64 с.
3. Неновски Н. Право и ценности. М., Прогресс, 1987. – 33 с.
4. Парсонс Т. Американская социология // Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогесс, 1972. С.368.
5. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). СПб., Изд-во СПбУ, 2000. - С.139-140.
6. Философия: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., ЮНИТИ, 2001. – 545 с.
7. Цвайгерт K., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 2. М., 1998.