ВВЕДЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ АБСУРДА А. КАМЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Достаточно известным во всем мире является имя Альбера Камю (1913-1960 гг.). Можно даже сказать, что как писатель и драматург он хорош, и лучше выражает идеи, чем, когда пишет, как философ. И все же он философ. А. Камю выходец из Алжира, хотя отец крестьянин из Бордо. Любил роднуюкультуру и цивилизацию, а также обожал Средиземное море, солнце, пляжи. Что странно, в этой ясной природной среде возникает противоречивая концепция абсурда. Его можно назвать еще главным «абсурдистом» в европейской традиции.
Чувство абсурда – это знамение века, поэтому о нем много кто учил. Это было веяние времени. Тогда все было не только смутно, но и трагично. Состояние общества было весьма дискомфортным. Отец А. Камю умер через год, как он родился. Отец участвовал на фронтах войны, там был тяжело ранен и погиб. Поэтому Камю не знал отца и память о нем хранил всю жизнь. Хотел написать роман «Первый человек», где бы вывел образ отца, но не успел. Мама А. Камю была не образованной женщиной. Также у А. Камю был еще и старший брат. Мамафилософа перебралась в саму столицу и кем там только не работала, чтобы поставить детей на ноги. Сам Камю был из бедной семьи. Несмотря на то, что семье Альбера Камю было тяжко, сам он оказался очень счастливым человеком.
В лицее он встретился с думающим и серьезным человеком, который заинтересовал его экзистенциализмом, и помог поступить в алжирский университет на филологический факультет.
ФИЛОСОФИЯ АБСУРДА А. КАМЮ
Альбер Камю имел мировоззрение аналогичное К. Марксу, где бытие определяло сознание [9].
Он вступил в алжирское отделение компартии и занимался работой с бедняками, но так как был рассудительным человеком, то такая политика французской компартии его не устраивала. Поэтому, приблизительно через полгода он ушел. Другой известный французский философ Ж.-П. Сартр в компартии не состоял, но был ориентирован также, как и они. Поэтому Камю его не одобрял. Они участвовали в движении сопротивления. В 1957 году А. Камю получил Нобелевскую премию по литературе. Как писатель, он был талантливым человеком, и даже гениальным. Можно отметить его замечательный роман 1947 года – «Чума» [1].
Где рассказывается про реальную чуму, которая была в Алжире. Доктор прилагал все усилия, чтобы помочь больным и остановить чуму. Это была действительно очень жестокая борьба. Вывод, который делает доктор: «Есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их» [1]. Такой вывод не мог бы сделать Ж.-П. Сартр, которого многие вряд ли и сегодня помнят, как гуманиста. Произведений у Камю было достаточно много, и премию он в принципе заслужил. Широкую известность получил роман «Чума»,также повесть – «Падение» [2, 5], знаменитая драма –«Калигула» [5], где Камю использует мифопоэтическое видение мира и дает свою собственную интерпретацию герою. Он олицетворяет идею «сверх» самоубийства, и соглашается с тем, что его убили.
Далее отметим гуманистическое произведение «Размышление о гильотине», хотя на самом деле автор был против нее. Даже в произведении «Посторонний», герой Мерсо, совершил убийство при «нулевом» сознании и был осужден на казнь через гильотину. Из философских работ самая известная – «Миф о Сизифе» [4]. Это, пожалуй, самое талантливое произведение А. Камю. Абсурд был веянием века первой половины XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Камю стоял у истоков идеологии объединенной Европы. Он считал, что необходим диалог народов поверх границ.
Здесь он культивирует общечеловеческие нравственные ценности: прежде всего достоинство самого человека, личности, достоинство его свободы, этику ненасилия. Использует принципиальные меры в мышлении и в действии. Он был гармоничным человеком, говорил о ясности. Везде видел нарушения этой ясности, границы меры и чувства меры, поэтому уступал позиции человеческой морали. Камю написал письма во время войны: «Письма к немецкому другу» [6], где он отмечает: «Я хочу сокрушить вашу военную мощь, но не хочу сокрушить вашу душу. Я за Европу Гете, но не за Европу Гитлера» [6].
Камю осуждал все тоталитарные режимы, будь то фашистские, которые были и во Франции, будь то коммунистические, в оппозиции к СССР. Говорил, что необходимо создать всемирный парламентаризм, причем выбрать его путем всемирных выборов, но погиб очень рано, не успел завершить многие свои идеи. Если бы остался, то процесс интеграции Европы обладал бы колоссальным авторитетом. Смерть в 45 лет прервала его деятельность.
1. Камю А. Чума. Зарубежная классика. Изд-во: «АСТ». Серия: Эксклюзивная классика (лучшее). – М., – 2017.
2. Камю А. Падение. Изгнание и царство (сборник). Зарубежная классика. Издво: «АСТ, Neoclassic». Серия: Эксклюзивная классика. – М., – 2015.
3. Камю А. Посторонний. Чума (сборник). Зарубежная классика. Изд-во: «АСТ Москва». Серия: Мировая классика. – М., – 2007.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Цикл абсурда, №2. Изд-во: «Астрель». Серия: Философия. Психология. – М., – 2011.
5. Камю А. Калигула. Падение (сборник). Изд-во: «АСТ». Серия: Книга на все времена. – М., – 2010.
6. Камю А. Письма к немецкому другу. Электронный ресурс: https://www.ereading.club/bookreader.php/25238/Kamyu_-_Pis%27ma_k_nemeckomu_drugu.html.
7. Камю А. Бунтующий человек (сборник). Философия №22. Изд-во: «АСТ». Серия: Легендарная классика. – М., – 2014.
8. Камю А. Маркиз де Сад и XX век (сборник). В соавторстве с Симона де Бовуар, Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Лели, П. Клоссовски и М. Бланшо. Электронный ресурс: https://itexts.net/avtor-alber-kamyu/78152-markiz-de-sad-i-xxvek-sbornik-alber-kamyu/read/page-1.html.
9. Маньковская Н.Б. Камю//Новая философская энциклопедия/Институт философии РАН; Национальный общ.-научный фонд; Пред. науч.-ред. сов. СтепинВ.С, зам. предс.: Гусейнов А.А. , СемигинГ.Ю., ученый секретарь ОгурцовА.П.. – 2-е изд., исправ. и дополн. – М.: Мысль, 2010.
10. Маркс К. К критике политической экономии. Электронный ресурс: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Krit/index.html.
11. Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. Философия. Изд-во: «Олма-Пресс». Серия: Вавилонская библиотека. – М., – 2001.
12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. Пер. с франц., предислов., прим. Колядко В.И., – М.: Республика, 2000. 13. Сазеева И.Б. Нравственные ценности в философии Альбера Камю. – М., 2008.
14. Смирнов Д.В. Камю Альбер // Православная энциклопедия. –М.:Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», – 2012.
15. Хайдеггер М. Бытие и время/Перевод. с нем. В.В. Бибихина. Переизд.: – СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.