ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
Тема данного эссе именуется как: «значение социологического воображения для формирования профессиональных компетенций современного юриста».
Для начала стоит понять, что же такое «социальное воображение», и в чем его суть.
Ни для кого не секрет, что обучение социологии будущих специалистов преследует следующие цели:
- преподавание языка этой дисциплины, набора концептов, посредством которых можно охватить социальную реальность;
- развитие специфического способа видения, точки зрения, с которой осуществляется подход к социальной реальности;
- предоставление информации о главных фактах и данных, относящихся к современной социальной жизни.
Можно совместить первые два пункта – язык и способ видения для лучшего понимания понятия «социологическое воображение», заимствованным из классической книги Ч. Райта Миллса.
Он так определял это понятие: «Социологическое воображение позволяет нам понять историю, биографию и отношение между ними в обществе». Разберемся с полным значением этой формулировки и расширим ее за пределы того, что виделось Миллсу.
Я понимаю под социологическим воображением комплексный навык, способности, состоящие из пяти частей:
- видеть все социальные феномены, произведенными некими социальными агентами, индивидуальными или коллективными, и идентифицировать этих агентов;
- понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы и сдержки, влияющие на социальную жизнь, включая шансы, которые имеют усилия агентов;
- распознавать накопившийся груз традиции, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее;
- вникать в социальную жизнь в ее непрестанной динамике, в процессе текущего становления;
- находить огромные разнообразия и разноликость форм, в которых может проявляться социальная жизнь.
Иными словами: социологическое воображение – это способность связывать все» что случается в обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при понимании вытекающих отсюда разнообразия и различий социальных форм.
Ч.Р. Миллс приводит пример: «Одним из результатов обучения социологии должна быть способность читать газеты. Разбираться в газете – вещь весьма сложная. Нужно учиться тому, как связывать сообщаемые события, как понимать их связи с более общими концепциями общества, отражением которого они являются, а также тенденций, часть которых они образуют.
1. Бауман, З. Мыслить социологически: учеб. пособие; пер. с англ. — М., 1996.
2. Козырёв, Г.И. Социология: учебное пособие / Г. И. Козырев. – Москва: Форум, 2018. – 319 с.
3. Корнев, А.В. Социология права: учебник / А. В. Корнев. – Москва: Проспект, 2016. – 335 с.
4. Лапаева, В.В. Социология права / В. В. Лапаева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Норма, Инфра-М, 2018. – 335 с.
5. Миллс, Чарльз Райт. Социологическое воображение // Пер. с англ. О.А. Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г.С. Батыгина. - М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. - 264 с.