Должны ли негосударственные акторы (например, транснациональные корпорации) быть связанными международными обязательствами в области прав человека?
Должны ли негосударственные акторы (например, транснациональные корпорации) быть связанными международными обязательствами в области прав человека?
Ганский дипломат, лауреат Нобелевской премии мира и Генеральный секретарь ООН – Кофи Атта Аннан, на Всемирном экономическом форуме в Давосе ещё в 1999 выдвинул идею о создании этического кодекса поведения ТНК, который бы возлагал на транснациональные корпорации позитивную ответственность. На протяжении более чем 15 лет инициатива видоизменялась, расширяла поле своего воздействия, и на сегодняшний день она существует уже как Глобальный договор ООН, объединяющий более 13 000 участников из 170 стран мира. Несмотря на то, что Договор и закрепляет 10 принципов в области признания и защиты прав человека, трудовых отношениях, сохранения безопасности окружающей среды и противодействия коррупции, основанных на таких фундаментальных международных актах, как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Конвенция ООН против коррупции, ввиду добровольного характера присоединения организаций к Договору и отсутствии императивных норм, вопрос разработки международных правил деятельности ТНК и установление ответственности за их нарушение остаётся открытым.
С целью создания основы для правового регулирования деятельности транснациональных компаний на территории СНГ, в конце 20-века, некоторые страны-участницы Содружества, в числе которых Армения, Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина и Российская Федерация, приняли Конвенцию «О транснациональных корпорациях». В 1998 году Конвенция обещала стать ведущим регулятором транснациональных компаний на территории СНГ, устанавливающим их правовой статус, а также порядок создания и деятельности. Однако первоначально поставленная цель не была достигнута в силу того, что Конвенцией ТНК в конечном счете определяется не как транснациональная корпорация, а как межнациональное объединение. Говоря о самой Конвенции, можно отметить, что она раскрывает общие положения деятельности ТНК (в ней закреплено определение ТНК, установлен правовой статус участников Конвенции, в общих чертах раскрывается порядок создания и деятельности ТНК). Однако отсутствие в документе механизмов реализации закреплённых норм и механизмов контроля за их соблюдением свидетельствуют о декларативном характере их изложения. Более того, по многим важным вопросам положения Конвенции отсылают к нормам национального права стран-участниц, в которой зарегистрирована транснациональная компания. Проблемные вопросы правовой ответственности ТНК не затрагиваются в Конвенции совсем.