Неизвестный известный Пушкин
Как известно, Пушкин не был мастером искусств. У него не было систематизированного свода принципов, лежащих в основе его оценок. За время долгой эволюции своих эстетических концепций он никогда не пытался письменно выразить какие-либо теоретические идеи, относящиеся к различным этапам этой эволюции.
Пушкин страстно любил искусство - литературу. Значение литературы в общественных отношениях - это вопрос, о котором он никогда не задумывался. Он никогда не задумывался, есть ли цель у художника, определенная аудитория, для которой он должен творить. По его представлениям художник творит во имя смутного коллективного лица - читателя, и в этом манящем сочувствующем лице Пушкин различал своих друзей, членов своей социальной группы. Кроме того, смутно воспринимаемые современники и потомки, которые с радостью примут дары его музы.
Собственно, лицо пушкинского читателя приобрело иной вид со временем. Поначалу его читающая публика состояла в основном из благородного салонного слоя. Со временем он становился все более представительным для русских образованных классов, а далее был уместен для демократических слоев, пока в конце своей жизни Пушкина не читали десятки тысяч человек, большинство из которых были новыми читателями - другими словами, буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция, включая даже небольшую часть крестьянства.
Соответственно, представления Пушкина о фигуре поэта в целом и о самом себе как о поэте претерпевали процесс эволюции. Первоначально данное слово приобрело значение уверенного человека, который без принуждения, движимый самым высоким призванием, подчиняется вдохновенной миссии поэзии, находя в ней роскошное дополнение к своему человеческому существованию.
В более поздних произведениях Пушкина все чаще и чаще можно встретить строчки, свидетельствующие о признании того факта, что, пожалуй, наиболее важным в нем является не господин, не помещик или другая важная фигура, а сам писатель. Пушкин не пытается скрыть того, что основную роль в этом умозаключении играет экономический фактор. Письмо становится занятием, которое кормит его и его семью. Он продает интеллектуальный продукт во имя существования. Поэтому, его труд оплачивала публика.
Не в одночасье Пушкин, осознавая свое положение профессионального писателя, изменил свои вкусы и стиль письма. Процесс осознания шел бок о бок с его литературной эволюцией, эволюцией чрезвычайно интересной, необычайно цельной и естественной.