СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС КАК ОСНОВА ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Список использованных источников
СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС КАК ОСНОВА ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Введение
Существуют вопросы о евроатлантической системе на многополярной международной земле, а также о возможностях и угрозах для Европы и государств Европейского Союза и НАТО в условиях прогрессивной глобализации и растущих в мире позиций Китая, Индии, России и Бразилии. Между евроатлантической системой и международной безопасностью существует своеобразная обратная связь, то есть евроатлантическая система оказывает существенное влияние на международную безопасность и наоборот - международная безопасность влияет на евроатлантическую систему и ее деятельность на международном форуме.
Соединенные Штаты, Европейский Союз и НАТО, и, следовательно, наиболее важные элементы евроатлантической системы остаются в тени продолжающегося финансово-экономического кризиса, который считается самым большим со времен Великой Депрессии.
Цель настоящего эссе - ответить на вопросы об реконфигурации глобальной сцены, ее будущей форме и роли Атлантического сообщества на новой международной земле.
Основная часть
Большинство экспертов и политиков предполагают, что в перспективе будет создан новый мультиполярный глобальный режим, в котором ключевую роль, наряду с США, будут играть развивающиеся державы во главе с Китаем. Подчеркивается, что США останутся мировой политической, военной державой и экономической, но их гегемониальное положение все же постепенно ослабнет [4].
С другой стороны, с годами подрывается, и основная роль Америки в мире – не только политическая. Для этой державы предусмотрено роль не гегемона, а глобального водителя, и предполагает дальнейшее развитие мощи Китая и снижение значимости России в мире [2].
Политическая сила и военная мощь Соединенных Штатов относительно ослабевают, поэтому США нужны более сильные союзники в Европе. Нынешней проблемой значительной части членов НАТО с европейского континента являются низкие затраты на оборону и многолетнее пренебрежение в вопросе модернизации военной техники.
Роль НАТО изменилась после распада СССР и падения коммунизма в Европе. Можно выделить три основных плана перемен в НАТО:
- операции альянса вне так называемой области уставной ответственности (то есть вне территорий государств-членов);
- внутренняя реформа (изменения во внутренней структуре, новая военная доктрина);
- расширение пакта.
С начала 1990-х гг. в НАТО продолжается дискуссия о том, должна ли организация участвовать в конфликтах, происходящих за пределами территорий государств-членов, то есть за пределами так называемой области уставной ответственности. Не раз государства-члены принимали решение об участии сил НАТО в конфликтах за пределами области уставной ответственности на основании явного разрешения Совета Безопасности.
В 1990-е НАТО проводило военные операции на территории бывшей Югославии. В последующие годы НАТО участвовала в разрешении вооруженных конфликтов и за пределами европейского континента (например, мероприятия, проводимые на территории Афганистана) [2, С.5-11].
Состояние безопасности в Европе, вызванного взятием Крыма Российской Федерацией, а также эскалацией конфликта в восточной Украине, побудило как самих властей Североатлантического альянса, так и отдельных государств-членов этой организации реально (а не только теоретически) проверить взгляды на восстановление значимости статьи 5. Вашингтонского договора и сосредоточения основных усилий на коллективной обороне [5].
1. Z. Brzeziński, Strategiczna wizja. Ameryka a kryzys globalnej potęgi, Wydawnictwo Literackie, Kraków 2013, s. 1/ - Режим доступа: https://www.konflikty.pl/recenzje/ksiazki/zbigniew-brzezinski-strategiczna-wizja-ameryka-a-kryzys-globalnej-potegi/
2. Zob. L.W. Zacher, Przyszłość w świetle prognoz światowych u progu XXI wieku, „Polska 2000 Plus» 2001, nr 1 – Режим доступа: https://journals.indexcopernicus.com/search/article?articleId=1216431
3. Богданов А.Н., На пороге биполярного мира? О перспективах системной конфронтации в XXI в.// Власть.2015.№2 С.5-11;
4. Боровой, В.Р. Региональная политика во внешнеполитической стратегии КНР после окончания «холодной войны» [Электронный ресурс] / В.Р. Боровой // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004 - № 1 – Режим доступа: http://www.chinapro.ru;
5. Тихий Ф., Экономические итоги-2018: Украина тонет в болоте // Украина.ру. – М., 2018. – 30.12. – Режим доступа: https://ukraina.ru/exlusive/20181230/1022200963.html
6. Финогенов М., Заинкин С., Копылов А. Что противопоставить ПРО?Военно-промышленный курьер. 2007. №28. 25-31 июля. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/12351183