Цифровые экосистемы: мода или новый путь развития международного бизнеса
Список использованных источников
Цифровые экосистемы: мода или новый путь развития международного бизнеса
Экосистема по определению – это система, объединяющая все живые организмы, а также их взаимодействие с природой и между собой. Однако, что же такое экосистема применительно к бизнесу – сложный вопрос. Общепризнанного определения не существует, хотя перенос данного определения из естественных наук в бизнес состоялся давно.
Бизнес-экосистема (Business ecosystem) – набор собственных или партнерских сервисов, объединённых вокруг одной компании. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.
Прежде чем ответить на вопрос, являются ли экосистемы всего лишь временной модой или перспективным, даже может быть единственным направлением развития бизнеса, целесообразно обратиться к истории возникновения данного явления.
В июне 1993 года в научно-популярном журнале Harvard Business Review № 71 вышла статья Джеймса Мура под названием «Хищники и жертва: новая экология конкуренции» (Predators and Prey: A New Ecology of Competition), в которой он предложил рассматривать экономическую деятельность, как экосистему, где покупатели и производители занимают взаимодополняющие роли, совместно эволюционируя в направлении, задаваемом компаниями, которые находятся в центре экосистемы. Статья получила премию McKinsey. А книга «Смерть конкуренции» (The Death of Competition) удостоилась внимания и похвал для того, чтобы его имя было включено в составленный американским деловым журналом «Business Week» краткий список «оригинальнейших новых стратегов» за 1996 год [1].
Мур определил «бизнес-экосистему» как: «Экономическое сообщество, которое состоит из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц. Экономическое сообщество производит товары и услуги, ценные для потребителя, которые также являются частью экосистемы. В состав экосистемы любого предприятия также входят поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны. Со временем они коэволюционируют свои возможности и роли и стремятся соответствовать направлениям, установленным одной или несколькими компаниями-лидерами. Те компании, которые занимают руководящие роли, могут меняться с течением времени, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, потому что она позволяет членам двигаться к общим видениям, чтобы выровнять свои инвестиции и найти взаимоподдерживающие роли».
1 Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей : статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekosistemnyy-podhod-v-postroennii-sovremennyh-biznes-modeley.
2 Столярова Е. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний : статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/10773.pdf.
3 У совершенного бизнеса есть имя – экосистема. Как индустриальные лидеры меняют условия на рынках и влияют на поведение массового потребителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blogs.forbes.ru/2020/12/11/u-sovershennogo-biznesa-est-imja-jekosistema-kak-industrialnye-lidery-menjajut-uslovija-na-rynkah-i-vlijajut-na-povedenie-massovogo-potrebitelja/.