Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности. Принцип систематичности — это, прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.
Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно- тренировочного процесса при оптимальных чередованиях нагрузок и отдыха.
Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное; свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок.
Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза.
В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.
1. Дергач А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. М. : Физкультура и спорт, 1981. 324 с.
2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания : учеб, пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1987. 287 с.
3. Коледа, В.А. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа и др.; под общ. ред. В.А. Коледы. - Мн. : БГУ, 2005. - 210 с.
4. Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. – Москва: Путь, 2006. - 288с. УДК 796 ББК 75.1 Кх-2
5. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб, пособие для вузов / И. Ф. Занков. М. : Гардарика, 1999. 517 с.
6. Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М.: Физич. культура, 2006. 224 с.
7. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2007. 480 с.
8. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект : книга для педагога / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д, 2009. 635 с.