ВВЕДЕНИЕ
1 СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ И ИМИДЖ ФИРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития многочисленных организаций все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации, об отношениях с другими организациями. Касаясь данной проблемы, стоит упомянуть имя С.Я. Соловьева, по его мнению, «для успешного существования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной» [3, с. 79].
Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав. Правила этики принимаются на общем собрании коллектива. По содержанию правила могут различаться в различных организациях.
Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации ее руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Отношение к этикету у нарождающихся новых слоев деловых людей, деятельность которых связана с частным бизнесом и предпринимательством, пока оставляет желать лучшего. Между тем, переход от первоначальных форм рыночных отношений к цивилизованным будет все более актуализировать значение и выполнение и делового этикета. Эта актуализация во многом будет стимулироваться развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. За рубежом не существует каких-либо сомнений в необходимости создания имиджа фирмы или делового человека, игнорирование правил этикета деловыми людьми в культурной деловой среде вызывает негативное отношение. Чтобы международные контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные «правила игры», основанные на деловом этикете.
1 СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ И ИМИДЖ ФИРМЫ
Рассмотрим понятие «служебный этикет». Согласно современной энциклопедии «служебный этикет – это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации» [5, c. 312].
Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой – сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.
Одной из функций служебного этикета является сближение людей с разными социальными статусами, улучшения их взаимопонимания и взаимоуважения. Этикет сегодня – это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений общающихся людей. Можно привести такую аналогию: без знания норм и правил служебного этикета организации человек похож на водителя, который оказался за рулем и выехал на улицу, не зная правил. Организационное поведение в современных условиях рождает новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. Запомнить их все невозможно. Жизнь намного сложнее, чем правила, и в ней случаются такие ситуации, которые довольно трудно предвидеть даже в самом своде правил этикета. Возможно, на сегодня важнее не выучить правила, а понять «дух», сущность и содержание этикета, то есть усвоить основные принципы.
Во все времена были и есть люди с разным отношением к этикету. Это отношение зависело и зависит от воспитанности (нравственной социализации),
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что, по моему мнению, в этикете на рабочем месте нет мелочей, нужно придерживаться определенных норм и правил во всем, важна каждая мелочь. При этом роль служебного этикета очень важна, ведь в его рамках формируется общение членов коллектива между собой, а от этого зависит все, именно все, в трудовом коллективе, общение формирует микроклимат коллектива, и если он положительный, то это будет сказывать не только на моральном состоянии сотрудников, но и на конечной цели их нахождения на рабочем месте – выполнении работы. Ведь куда больше производительность будет при хорошем микроклимате коллектива.
Я считаю, что правила этикета определяются требованиями эстетики, их логика достаточно проста: «неприлично, потому что некрасиво».
Современный общий этикет и служебный этикет государственного учреждения ориентированы на единство формы и содержания поступков их должностных лиц и работников. Поэтому доброжелательное отношение к людям должно быть эстетически оформленное, потому что любой изысканный и благородный по намерениям поступок может по форме выглядеть некрасиво и нелепо или даже потерять свой благородный нравственный смысл. Больше всего это проявляется в манерах, жестах, мимике.
Основным принципом поведения с точки зрения служебного этикета можно считать глубокое уважение к интересам и чувствам других сотрудников, всех граждан, которые контактируют в неформальной ситуации.
1. Профессиональная этика и служебный этикет: учеб. пособие / под ред. В.Я. Кикотя. – М.: Юнити. 2011. – 560 с.
2. Кузин Ф. Культура делового общения (практическое пособие) / Ф. Кузин. – М.: Ось-89, 2002. – 320 с.
3. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э.Я. Соловьев. – М: Ось-89, 2006. – 176 с.
4. Теория и практика референтской деятельности: учеб. пособие / под редакцией проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 272 с.
5. Этикет. Современная энциклопедия. – М.: Аванта +, 2010. – 408 с.