ВВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ЗАЙМАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.
Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих белорусским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется представленный им капитал, Беларусь останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков. Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. Использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Актуальность и значимость обусловили цель работы, среди всех стандартов был выбран 23 «Затраты по займам».
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ЗАЙМАМ
За время, прошедшее с момента перехода субъектов хозяйствования Беларуси на новый Типовой план счетов бухгалтерского учета, в сфере учета произошло немало изменений. Эти изменения были обусловлены как попытками гармонизации национальной системы учета с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), так и дальнейшем ее развитием вместе с принятием новых и изменением ранее действовавших законодательных и иных нормативных правовых актов. Учет затрат по заемным средствам в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1] и учет по международному стандарту бухгалтерского учета (МСФО 23 "Затраты по займам") существенно отличаются [2].
Затраты по займам - это процентные и другие затраты, понесенные предприятием в связи с получением заемных средств.
МСФО 23 "Затраты по займам" предусматривает два различных способа учета затрат по кредитам и займам. Первый (стандартный) способ предполагает отнесение процентов по кредитам и займам к расходам того периода, в котором они произведены. Второй (альтернативный) способ помимо стандартного учета
предлагает применение капитализации затрат по кредитам и займам в стоимости активов, называемых квалифицируемыми, если заемные средства были привлечены специально для приобретения их активов. Не относятся к квалифицируемым активам запасы, а короткий срок преобразуемые в товары (например, производство творога из молока занимает несколько дней - это нельзя рассматривать как квалифицируемый актив), а также товары, предназначенные для дальнейшей перепродажи.
Альтернативный порядок учета затрат по займам является единственным
для отечественной системы бухгалтерского учета: не допускает признания затрат по займам в отчете о прибылях и убытках, если эти займы прямо или косвенно были использованы на приобретение квалифицируемого актива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учет затрат по заемным средствам в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учет по международному стандарту бухгалтерского учета (международный стандарт бухгалтерского учета 23 "Затраты по займам") существенно отличаются.
Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. Использование международных стандартов финансовой отчетности позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности.