ВВЕДЕНИЕ
1 МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Нужна ли молодежи идеология? Зачем ограничивать творческий порыв какими-либо рамками? Способствует ли идеологическое воспитание смягчению социальных конфликтов? Эти и другие вопросы постоянно волнуют молодое поколение, которое тем или иным путем знает о перегибах в области молодежной политики в советское время. Прежде всего, это касается деятельности самой влиятельной общественной организации – комсомола. В его деятельности сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.
В его истории было очень много проявлений энтузиазма, отваги и героизма, честного служения Отечеству, но было и много негативных явлений, таких, как приспособленчество, псевдоколлективизм, подавление личности.
Но вместе с тем, с разрушением ценностей советского времени произошло общее падение культуры молодежи, отсутствие приоритетов в жизни негативно сказалось на социализации того молодого поколения, на долю которого пришелся весьма тяжелый период ломки старых стереотипов и несформированности новых.
В данном эссе автор попытается изложить основные положения, которые позволят решить, нужна ли идеология современной белорусской молодежи. Для этого необходимо раскрыть содержание таких вопросов, как:
- что представляет собой молодежь как социальная группа, какие перед ней стоят жизненные задачи, а также потребности и интересы;
- как государство решает молодежную проблему.
1 МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА
Как известно, любая политическая структура государства всегда стремится, чтобы в обществе царила лояльность по отношению к данным политическим ценностям. Поэтому это вынуждает руководящие слои общества создавать условия для воспроизводства определенного типа поведения, его эффективного контроля с помощью специальных механизмов.
Важную роль в этом процессе играет идеологическая политика в молодежной среде. Поэтому же именно молодежь находится в числе первоочередных социальных слоев, на которое необходимо уделять особое внимание?
Во-первых, это обусловливается социальными и психологическими особенностями молодого возраста. Происходит накопление знаний о существующем мире, становление нравственных и жизненных позиций. Молодежь активно ищет свое предназначение в обществе, определяется со своим местом в социуме. К тому же, в молодом возрасте люди создают семьи, рожают детей. И, наконец, происходит профессиональное определение молодежи.
Во-вторых, основная задача молодого возраста – это усвоение культуры и ценностей предыдущего поколения и передача его новому поколению (своим детям) вместе с теми инновациями и нововведениями, которые они совершили сами.
Но вместе с тем, оказывается, что молодежь в процессе поисков своего предназначения может впасть в различные крайности, которые существенно отличаются от принятых норм поведения в обществе. Ведь, как известно, большой проблемой является рост проявлений девиантного поведения и молодежной преступности, а также разрушительных конфликтов между поколениями. [1]
Чтобы молодежь не впадала в подобные нежелательные крайности, необходимо, чтобы в обществе существовала четкая система моральных и
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Какая же работа проводится в нашей стране по реализации молодежной программы?
Прежде всего, идеологическая работа базируется на выработанных законах всемирных организаций, таких как ООН «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», ЮНЕСКО, Международной организации труда, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и др.[4]
Перед белорусским обществом встала задача адаптации молодого поколения к новым экономическим и социальным реалиям в соответствии с логикой развития белорусского общества. Необходимо изучить потребности и интересы молодежи и на основе этого создать благоприятные условия для успешной реализации, способствовать формированию политических взглядов и убеждений в условиях политического плюрализма, а также новой концепции воспитания молодого поколения.
Принятые документы, такие как Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992), ряд указов, постановлений правительства показывают, что молодежная политика признается важнейшим направлением его деятельности.
Целый ряд как государственных, так и негосударственных организаций принимают участие в реализации молодежной политики. Из государственных необходимо отметить работу Совета Министров, Министерства образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерства экономики, Министерства культуры, Департамента по делам молодежи. Из негосударственных структур – Белорусский Республиканский Союз молодежи, молодежные и детские общественные организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стержнем молодежной политики является государственная молодежная политика. Именно государство располагает наибольшими ресурсами для осуществления молодежной политики. Другие субъекты, прежде всего, общественные организации и объединения, действуют в тех условиях, которые установлены государством и закреплены в его законах. Концепция государственной молодежной политики также нацелена на создание эффективных организационных механизмов формирования и реализации молодежной политики. Она определяет способы взаимодействия основных субъектов молодежной политики, механизмы взаимодействия общественных организаций молодежи с органами государственного управления.
Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует также отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости, предпринимательства, международного сотрудничества.