Верховная власть в древневосточных государствах
Верховная власть в древневосточных государствах
Характерные черты общего исторического процесса становления государственности на Востоке определили особенности ранней древневосточной монархии, или, как ее нередко характеризуют, древневосточной деспотии.
Идея древневосточного деспотизма восходит своими корнями к Платону и Аристотелю. Однако только с появлением меркантилизма и первого поколения капиталистов, которые захватили колонии в различных частях Азии, эта идея приобретает популярность. Среди прочих она обретает прочную почву в трудах Адама Смита, Монтескье, Ричарда Джонса и Гегеля, и особенно в работах Джеймса Милля.
Монтескье дает экологическое объяснение восточного деспотизма: «Азия, собственно говоря, совершенно не имеет умеренного пояса, и ее страны, расположенные в очень холодном климате, непосредственно соприкасаются с теми, которые находятся в климате очень жарком… Отсюда следует, что в Азии народы противостоят друг другу, как сильный слабому: народы воинственные, храбрые и деятельные; непосредственно соприкасаются с народами изнеженными, ленивыми и робкими, поэтому один из них неизбежно становится завоевателем, а другой — завоеванным… В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями па более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение па более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны… в Азии царит дух рабства, который никогда ее не покидал; во всей истории этой страны невозможно найти ни одной черты, знаменующей свободную душу; в ней можно увидеть только героизм рабства» [6, c. 236-237, 239]. Вряд ли объяснение Монтескье можно признать удовлетворительным, поскольку, хотя влияние природных условий и нельзя исключить из перечня факторов послуживших основной причиной становления древневосточных деспотий, однако сводить все только к ним – это значит упростить многоплановый, разнообразный и сложный процесс. Ко всему прочему, связь социальных процессов и природных условий не так очевидна, как это кажется Монтескье.
Маркс и Энгельс связывали древневосточный деспотизм с азиатским способом производства [3, c.4]. Они сосредоточили внимание на таких компонентах, как ирригация, отсутствие частной собственности на землю, засилье деревень и недостаток городов. Они обращают внимание на роль общины в становлении азиатского способа производства, поскольку именно в ее недрах формируется особое положение индивида. Он не отделяется от нее и никогда не становится собственником, поскольку собственность в общине всегда коллективная.
1. Артхашастра или наука политики. – М, Лн: Изд-во АН СССР, 1959. – 796 с.
2. Васильев, Л. С. История востока: в 2 т. / Л. С. Васильев.– М: Высш. Шк., 1998. – т.1. – 495 с.
3. Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайского государства / Л. С. Васильев. – М.: Наука, 1983. – 327 с.
4. Витфогель, К. А. Деспотизм востока. Сравнительное исследование тотальной власти // К. А. Витфогель [Электронный ресурс] – http://samlib.ru/s/strahow_a_a/wittfogel-oriental-despotism.shtml#1 – Дата доступа: 9.09.2017.
5. Кучма В. В. Государство и право древнего мира и средних веков / В. В. Кучма. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 548 с.
6. Монтескье, Ш. Л. О духе законов / Ш. Л. Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.
7. Омельченко, О. Л. Всеобщая история государства и права / О. Л. Омельченко [Электронный ресурс]. – т. 1. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/02.php. – Дата доступа: 10.09.2017.
8. Первая книга Царств, глава 8 [Электронный ресурс]. – https://www.bibleonline.ru/bible/nrt/09/08/#11-17– Дата доступа: 11.09.2017.
9. Рассказ Синухе [Электронный ресурс]. – http://www.bibliotekar.ru/vostok/4.htm. – Дата доступа: 11.09.2017.
10. Хрестоматия по истории древнего мира: в 3 т. – М.: Учпедгиз, 1950. – т. 1. – 358 с.