Совершенствование системы региональной логистики в Республике Беларусь на примере г. Гомеля и области
Совершенствование системы региональной логистики в Республике Беларусь на примере г. Гомеля и области
Проблематика. Республика Беларусь является транзитной страной, которая находится на перекрестке двух ключевых маршрутов из Западной Европы в Россию и от Черноморского побережья к странам Балтии, в связи с чем страну пересекают два панъевропейских транспортных коридора: коридор II (Запад-Восток) и IX (Север-Юг), с ответвлением IXb. Транспортный коридор IX, соединяющий Финляндию, Россию, Республику Беларусь, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию, проходит через Гомельскую область. Одним из ключевых направлений работы транспортной отрасли Республики Беларусь, учитывая географическое и геополитическое положение страны, является обеспечение транзитной перевозки грузов, развитие которой обусловлено транзитным потенциалом и уровнем развития логистической системы страны и отдельных регионов. Применительно к транспортной системе конкретного региона понятие «транзитный потенциал» означает совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих возможности данного региона по оказанию транспортно-логистических и иных сопутствующих услуг в целях обслуживания международных транзитных потоков грузов и пассажиров, следующих по ее территории. Наращивание транзитного потенциала и развитие логистической системы региона способно обеспечить его экономический рост, что обуславливает необходимость проведения исследований и выработки мер по их совершенствованию.
Цель работы. Изучить динамику и проблемы развития национальной и региональной логистики в Республике Беларусь и Гомельской области и разработать рекомендации по совершенствованию системы региональной логистике в Гомельском регионе.
Анализ полученных результатов. Проведенное исследование выявило, что грузооборот транспортной отрасли страны в млн. тн-км устойчиво снижался – на 5 444 млн. тн-км в 2015 году и еще на 138 млн. тн-км в 2016 году. В 2015 году на снижение грузооборота основное влияние оказало снижение на 4 212 млн. тн-км грузооборота железнодорожного транспорта и на 2 064 млн. тн-км грузооборота автомобильного транспорта. В 2016 году на фоне незначительного роста данных направлений (на 0,8 % и на 2,9 %, соответственно, по железнодорожному и автомобильному транспорту) снижение на 1 207 млн. тн-км наблюдалось по трубопроводному транспорту.
Отдельные показатели динамики грузооборота Гомельской области приведены на рисунке 1.
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
2. Об утверждении Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 июля 2016 г., № 560: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 25 сентября 2017 г., № 716 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 августа 2010 г., № 1181: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 11 сентября 2012 г., № 844 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Современная складская инфраструктура в Республике Беларусь (по итогам 2016 года): аналитическое исследование [Электронный ресурс] // МИТСО. – Минск: МИТСО, 2017. – Режим доступа: http://baifby.com/UploadedFiles/File/Исследование%20ЛЦ%202017.pdf.
5. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2016: справочник / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, М-во торговли Респ. Беларусь, Ассоц. междунар. экспедиторов и логистики «БАМЭ». – Минск: БАМЭ-Экспедитор: Артия Групп, 2016. – 283 с.
6. Транспорт и связь в Республике Беларусь 2016: статистический годовой отчет / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 131 с.