Особенности социальных практик
Для возможности написания полноценного эссе, используя источником работу Ханны Арендт «Vita activa, или О деятельной жизни», необходимым представляется обратиться для начала к личности самого автора, поскольку фигура Арендт весьма значительна и интересна.
Родившись в семье евреев в Германии,бежав во время нацизма во Франции, а потом в Нью-Йорк, написав множественность трудов, Арендт главной темой своих размышлений всегда выводила идею осмысления современности, а именно, говорить, что очень важно думать над тем, что мы делаем.
В самом начале своего эссе Ханна Арендт отмечает, что понятие «vita activa» в основе своей заключает ключевые виды человеческой деятельности: труд (работу), создание (изготовление) и действие (поступки).
Интересно данное утверждение выглядит с точки зрения его полной адекватности реально существующим законам мира. Если говорить о первой составляющей – труде, то как часто отмечается, именно благодаря труду возник «animal laborans», т.е. - работающее животное. Делая какую-либо работу, человек на всех ступенях эволюции обеспечивает себя едой и всем необходимым, чтобы выжить. Однако, сама по себе такая деятельность не оставляет после себя никаких полезных продуктов, поэтому скорее напоминает простое «проживание жизни». У разных народов такое понятие как труд выражалось отличными явлениями.Так, например, античные греки принимали труд как область ведения домашнего хозяйства, так называемого – эйкоса. Как все мы помним, в тот период Греция была патриархальным государством, поэтому главой семьи был мужчина, который управлял эйкосом на основе деспотизма, который в то время еще не понимался как тотальное зло, а лишь означал, что деспот – это хозяин дома.
Проект Просвещения: замысел и итоги
Одной из ключевых эпох в человеческой истории и культуре, которая натолкнула к изменениям в общественно-философской мысли, ознаменовала активное развитие и осмысление науки, а также различные интеллектуальные движения – эпоха Просвещения.
Одним из главных философов, который даже рассмотрел данное явление в своем эссе – был Кант.
Сама история эссе завораживает и позволяет увидеть глубину заинтересованности данных явлением у тогдашнего общества. Вопрос о том, что же это такое, Просвещение, задал преподобный Иоганн Фридрих Зольнер адресовав его всей интеллектуальной элите Европы. На его первый шаг откликнулось множество философов, но самым известным ответом стал ответ Канта.
Философ начинает свой эссе с часто цитируемой и носящей по сути основную мысль, фразы: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вене. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. «Sapere aude!» — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения».
Как и почему люди следуют правилам?
Являться человеком - значит быть жизненной силой, и пользоваться всем предоставленным или создавать самому. Но важно помнить, что человек живет в установленных рамках, которые в той или иной степени ограничивают его свободу. Но так ли все на самом деле? Внутри этих самых рамок человек свободен в выборе своего поведения. И именно осознанное обхождение с этими рамками делает поведение человека эффективным, а его самого по-настоящему свободным - и хозяином своей жизни.
Для чего следовать правилам, если можно их обходить и жить абсолютно свободно? Человеку просто необходимы эти рамки, поскольку следование им делает нашу жизнь организованной и не подвергает хаосу, а также позволяет в той или иной мере понимать предсказуемость межличностных отношений.
К таким правилам можно отнести писаные заповеди в религиозных книгах, также как и законы. Однако регулируют наши отношения как писаные, так и неписаные законы, инструкции, установки, которые регулируют отношения на локальном, региональном и международном уровнях.