Условия развития творческого мышления студентов в учебной деятельности
Проблема формирования творческого мышления в современной науке является одной из самых востребованных и многоаспектных. Ни для кого не сереет, что творческое мышление студентов развито на невысоком уровне. Причина этого явления, на наш взгляд, заключается в сложившейся в нашей стране системе образования, которая является и причиной, и следствием данного явления.
Как поднять развитие творческих способностей студенческой молодёжи на новый, более продуктивный уровень? Должна произойти смена приоритетов в системе социально- педагогических ценностей, смена самой концепции образования – переход от ориентации на удовлетворение потребностей студентов к организации возможностей личностного самовыражения, раскрытию творческого потенциала и способностей молодёжи.
Жизнь доказала, что традиционный путь получения высшего образования малоэффективен, так как в его основе лежит репродуктивное воспроизведение полученной и усвоенной информации. Основная мотивация учебной деятельности студента – получение высокой отметки, что не даёт понимания о целях получения знаний, умений, навыков и препятствует формированию профессиональной позиции специалиста.
Главной задачей высшего образования, на наш взгляд, должна стать ориентация на студента, способного к саморазвитию, у которого существует желание и возможность выйти за пределы изучаемого курса. Именно такой студент будет способен к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение своей дальнейшей профессиональной деятельности, мобильному реагированию в любых ситуациях.
Актуальность нашего исследования подтверждается психологическими особенностями старшего юношеского возраста (интенсивная социализация, развитие высших психических функций, высокая познавательная мотивация и социальная активность), которые делают его сензитивным для формирования готовности личности к творческому мышлению и творческому самовыражению.
Прежде чем рассматривать проблему формирования творческого мышления студентов, обратимся к основным понятиям. Что же такое творчество? М.Г. Ярошевский понимает творчество, как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [6, с. 122].
Под творческими способностями большинство исследователей понимают «синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [7, c. 247].
Исследованиями в области творческого мышления занималась целая плеяда учёных – К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.А. Битинас, Е.К. Бондаревская, З.И. Калмыкова, Н.Д. Левитов, Н.В. Назаров.
Наиболее точным, на наш взгляд, является следующее определение творческого мышления. Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов [8, с. 451]
Творческое мышление предполагает творческую активность личности – форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых общественных ценностей.
1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: 2006. – 233 с.
2. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. – 224 с.,
3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
4. Нейфельд, Е.В. К изучению проблемы формирования творческого мышления студентов /Е.В. Нейфельд// Псхолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2005. –№ 1. – С. 141–147.
5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с
6. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1999. – 494 с.
7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с
8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.