1. Назвать основную цель и раскрыть содержание задач системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования. Перечислить и дать характеристику особенностям и принципам воспитательного процесса
2. Перечислить обязанности мастера п/о в воспитательном процессе. Раскрыть сущность профессиональной этики и назвать требования к характеру и чертам личности мастер п/о
3. Разработать план-конспект проведения дискуссии в соответствии с методикой её подготовки и проведении
Литература
1. Назвать основную цель и раскрыть содержание задач системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования. Перечислить и дать характеристику особенностям и принципам воспитательного процесса
Представим основную цель и задачи системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования.
Целью деятельности в учебных заведениях профессионального образования является подготовка компетентных, высококвалифицированных, конкурентоспособных, профессионально творческих специалистов с необходимым комплексом гражданских, личностных качеств, оптимально удовлетворяющих запросам общества и рынка труда [5].
Основными задачами образовательного процесса являются:
формирование профессиональных умений, навыков и системы профессиональной деятельности;
обеспечение культурологической ориентации, гуманистических, естественнонаучных и профессиональных знаний, составляющих основы профессионально-творческого мировоззрения, раскрывающих роль культурно-творческой деятельности в производительном труде, место и значение культурологического образования в формирование личности специалиста-профессионала;
организация учебно-познавательной, учебно-производственной, культурно-творческой деятельности, формирующей систему профессиональной деятельности в целях повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочих и специалистов;
организация творческих объединений, лабораторий по рационализаторству и изобретательству, реализующих творческий потенциал учащегося в решении производственной задачи;
развитие потребностей, способностей учащихся в самообразовании, профессиональном становлении;
развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, профессионально-творческих качеств личности;
обеспечение высокого качества переподготовки и повышения квалификации специалиста, конкурентоспособного на рынке труда [7].
Принципы воспитания являются исходными принципами, основными руководящими принципами, которые организуют всю сложную систему воспитательной работы, которая включает в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные области содержания, разнообразный набор методов обучения. Принципы позволяют сформулировать некоторые общие требования для всех этих различных областей образования и, таким образом, дать им целостный, уникальный характер.
2. Перечислить обязанности мастера п/о в воспитательном процессе. Раскрыть сущность профессиональной этики и назвать требования к характеру и чертам личности мастер п/о
Мастера п/о в воспитательном процессе:
Участвует в комплектовании учебных групп, обеспечивает сохранность контингента и распределение выпускников лицея.
Проводит работу по профориентации молодежи в соответствии с планом работы лицея.
Контролирует успеваемость и посещаемость учебных занятий.
Обеспечивает процесс питания учащихся.
Осуществляет дежурство по лицею в соответствии с графиком, утвержденным директором лицея, и инструкциями дежурного мастера производственного обучения.
Совместно с закрепленным преподавателем разрабатывает и реализует перспективный и текущие планы воспитательной работы в группе.
Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к выбранной профессии.
Участвует в работе методических комиссий, семинаров, конференций, повышает свой педагогический и образовательный уровень.
Выполняет другие виды работ, не противоречащие его функциональным обязанностям.
Профессиональная этика мастера п/о относится к тем социальным феноменам личности, которые формируются не только в течение многих лет работы со студентами, но и в процессе непрерывного профессионального образования и профессионального роста. Культурная подготовка мастеров профессионального образования требует овладения основными понятиями этики педагогической деятельности и осознания статуса педагогов в обществе, социокультурных и этических норм профессионализма, профессиональных традиций, особенностей профессионального общения и пр. Также необходимо сформировать этическую терпимость и этические нормы его жизни, сохранение и восстановление этических ценностей, понимание этических социокультур.
3. Разработать план-конспект проведения дискуссии в соответствии с методикой её подготовки и проведения
Тема: «Кем быть?»
Цели:
1. Обучающая – Формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств;
2. Воспитательная – Воспитывать культуру взаимоотношений;
3. Развивающая – Развивать представление о самовоспитании, самореализации и саморазвитии.
Методы: беседа
Формы организации деятельности учащихся: групповая
Материально-техническое оснащение: презентация
Ход дискуссии:
1. Организационная часть - 1-3 мин.
1.1. Проверка явки учащихся.
1.2. Приглашение гостей и участников.
2. Основная часть – 41-42 мин.
2.1. Сообщить тему и цель дискуссии.
Тема: «Кем быть?»
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений
2.2. Сформулировать этические требования проведения дискуссии.
- правило «поднятой руки»;
- уважение мнения и позиции говорящего;
- умения выслушать друг друга;
- корректность в выражении своих мыслей, идей, суждений и т.д.
2.3. Сообщить план проведения дискуссии.
1. Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Изд. Центр «МарТ», 2005г.
2. Завадская Ж.Е., Шумская Л.И. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. Мн.: «Университетское», 2000г.
3. Полякова С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС., 2002. – 144с.
4. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школ. Технол, 2000г.
5. Бутрим Р.Р. Современные технологии в воспитательном процессе, учреждений обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Мн.: РИПО, 2006г.
6. Воспитание в современных условиях: Сб. науч. статей / Науч. ред. Котикова О.П. – Мн.: НИО., 1999. – 199с.