1. Дайте характеристику философии (предмет, сущность, структура, функции и другое)
2. Охарактеризуйте принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы)
3. Дайте характеристику основным проблемам и понятиям гносеологии
Список литературы
1. Дайте характеристику философии (предмет, сущность, структура, функции и другое)
Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу. Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни».
Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа.
Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру.
Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о началах (причинах) всех явлений или как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника: удивление, сомнение, вопрошание.
Структура философии:
1. Онтология – учение о бытии.
2. Гносеология – теория познания.
3. Праксеология – учение о деятельности.
4. Аксиология – учение о ценностях.
5. Антропология – учение о человеке.
6. Методология – учение о методе.
7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.
Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.
2. Охарактеризуйте принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы)
Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарождаются основные символы демократии — идеи верховенства права, равенства, свободы, справедливости и республиканизма.
Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.
Основные принципы демократии
Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.
Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще, как к члену политического союза и гражданского общества.
Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.
Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:
— народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;
— народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
— народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
— признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит — в чем заключается существо легитимности этой власти.
Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А.Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения». Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном человеке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность — орудие авторитаризма, его оправдание.
3. Дайте характеристику основным проблемам и понятиям гносеологии
Гносеология (греч. gnosis – познание, logos – учение) – теория познания – философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. Сам термин появляется только в 1832 г., вместе с тем гносеологическая проблематика представлена на всех этапах развития философии.
Для развития гносеологии центральными стали следующие проблемы:
- познаваемости мира;
-субъекта и объекта познания;
- структуры познавательного процесса;
-истины и ее критериев.
Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание и в каких формах оно реализуется. Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Исходными предпосылками познавательной деятельности выступают:
а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности;
б) существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением, благодаря которому он способен воспроизводить сущностные характеристики мира. Являясь духовной деятельностью, познание одновременно обусловливает особый статус человека в Универсуме, поскольку позволяет ему на основе полученных знаний преобразовывать природу и проектировать свои действия.
В качестве универсальной цели и продукта познания выступает совокупность достоверных знаний об объекте. Будучи переходом от незнания к знанию, познание начинается с постановки проблемы (осознания незнания), последующего ее анализа с помощью познавательных процедур и методов, завершаясь получением нового знания, которое одновременно очерчивает новый круг проблем (незнания).
По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:
-на решение конкретных жизненных ситуаций (свою максимальную кристаллизацию оно находит в обыденном познании);
- на понимание устойчивых сущностных связей и характеристик мира, лежащих за границами наличной житейской практики (теоретическое познание, религиозное, мифологическое);
- на собственный духовный опыт (самопознание).