Задание 1: Потенциал покоя
Задание 2: Гормоны коры надпочечников
Задание 3: Морфо-функциональные особенности коренных жителей жарких регионов
Список использованных источников
Задание 1: Потенциал покоя.
Любая клетка – это источник электрического тока, так как она всегда поляризована: между внешней поверхностью клетки и ее внутренним содержимым будет иметься разность потенциалов со знаком минус внутри клетки. Эта разность потенциалов называется потенциалом покоя (ПП) или мембранным потенциалом (МП).
Мембранный потенциал связан с неравномерным распределением ионов между клеткой и окружающей ее средой. В клетке будет содержаться больше ионов калия, а в среде - ионов натрия и хлора, но проницаемость у них будет разная - у калия и хлора больше, чем у натрия. Например, в мышечном волокне в состоянии покоя отношение коэффициентов проницаемости (P) ионов будет следующее:
PK+ : PNa+ : PCl— = 1 : 0,04 : 0,45.
Из-за этого в покое будет наблюдаться тенденция к утечке из клетки ионов калия и более быстрому попаданию внутрь ионов хлора, чем натрия. Поэтому мембрана часто рассматривается как калиевый, реже как хлорный электрод.
Задание 2: Гормоны коры надпочечников.
В надпочечниках есть два слоя: мозговой (внутренний) и корковый (кора надпочечников).
Размер надпочечника у взрослых составляет 4 х 2 х 0,3 см. Надпочечник весит от 6 до 7 г.
Надпочечники - это эндокринные железы, расположенные над верхним полюсом каждой почки. Верхняя часть коры надпочечников является клубочковой зоной. В нем образуется минералокортикоид - альдостерон.
Большая часть коры надпочечников занята пучковой зоной пучка. Синтез глюкокортикоидов будет в пучковой зоне. Внутренний слой коры надпочечников представляет собой сетчатую зону, которая синтезирует половые гормоны.
Глюкокортикоиды синтезируются в пучковой зоне коры надпочечников. По химической структуре гормоны являются стероидами, они сделаны из холестерина, аскорбиновая кислота необходима для синтеза.
Физиологическое значение глюкокортикоидов: глюкокортикоиды влияют на метаболизм углеводов, белков и жиров, способствуют образованию глюкозы из белков, увеличивают отложение гликогена в печени и действуют как антагонисты инсулина.
Глюкокортикоиды оказывают катаболическое влияние на белковый обмен, вызывают распад тканевого белка и задерживают включение аминокислот в белки.
Эти гормоны характеризуются противовоспалительным действием, которое связано с уменьшением проницаемости стенок сосудов при малой активности фермента гиалуронидазы. Уменьшение воспаления связано с ингибированием высвобождения арахидоновой кислоты из фосфолипидов. Это приводит к ограничению синтеза простагландинов, которые стимулируют воспалительный процесс.
Задание 3: Морфо-функциональные особенности коренных жителей жарких регионов.
Большая устойчивость коренных народов жарких регионов к воздействию влажного и сухого тепла на организм может быть объяснена морфофункциональными характеристиками, которые популяции приобрели в течение своего длительного существования в тропической зоне и которые привели к формированию «тропического» адаптивного типа человека.
Адаптивный тип является нормой биологической реакции на ряд условий окружающей среды, которая обеспечивает состояние равновесия популяции с этой средой, но выражается внешне в морфологических и функциональных свойствах популяции.
По сравнению с жителями умеренного пояса, население тропических широт будет характеризоваться пониженной плотностью тела, уменьшенным весом, увеличением длины конечностей и туловища, низкой степенью тяжести жировой складки, большим отношением поверхности тела к их весу, что увеличивает поверхность испарения тела и способствует лучшему отводу тепла от тела.
Большая ширина носа, щели рта и поверхности губ, которая увеличивает площадь слизистой оболочки, также увеличивает возврат влаги и охлаждает вдыхаемый воздух.
1. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ и колледжей / Е.А. Воробьева, Е.Б. Сафьянникова, А.В. Губарь. — М.: Альянс, 2015. — 432 c.
2. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 496 c.
3. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 431 c.
4. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология 2-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 546 c.
5. Коган, Б.М. Анатомия, физиология и патология / Б.М. Коган, К.В. Машилов. — М.: Аспект-Пресс, 2011. — 384 c.
6. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 214 c.
7. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. / З.В. Любимова, А.А. Никитина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 447 c.
8. Порт, К.М. Медицина: анатомия, болезни, лечение / К.М. Порт; Под ред. Г.В. Порядин. — М.: Эксмо, 2011. — 1168 c.
9. Сай, Ю.В. Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»: Учебное пособие / Ю.В. Сай, Н.М. Кузнецова. — СПб.: Лань, 2016. — 100 c.
10. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009. — 384 c.