ВЕДЕНИЕ
1. Основные разновидности социологического опроса
2. Метод фокус-групп, как метод качественного социологического исследования
3. Проблема достоверности онлайн опросов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Опрос – самый распространённый вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик, общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях. социологический опрос составление анкета
1. Основные разновидности социологического опроса
Социологический опрос (соцопрос) – метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты) [3, с. 30].
По методике проведения: устные и письменные
По методу взаимодействия с аудиторией: индивидуальные и групповые.
По степени формализованности: стандартизированный (по плану); свободный; комбинированный
В зависимости от целевой направленности: клинические (монографические): по широкому кругу аспектов; фокусированные: по узкому кругу аспектов; панельные: через некоторое время одной и той же группе по одному и тому же кругу аспектов; трендовые: повторные опросы на одном объекте, но без сохранения выборки; сравнительные: по одной методике, но на разных объектах.
Существует классификация социальных опросов по месту проведения (дома, на улице, на работе, в больнице, в местах лишения свободы и т. д.).
В зависимости от того, как именно осуществляется получение необходимой информации от опрошенных лиц, соц.опрос может быть непосредственным или опосредованным. Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его часто проводят представители прессы.
2. Метод фокус-групп, как метод качественного социологического исследования
Метод фокус-группы представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии, с целью получения от ее участников субъективной информации о восприятии ими различных видов практической деятельности или продуктов этой деятельности (например, осуществление тех или иных социальных, благотворительных программ, оказание социальных услуг и т.п.). Эта субъективная информация, полученная от потребителей в ходе фокус-групп, является одной из форм обратной связи. Она дает организаторам практической деятельности возможность увидеть последнюю глазами потребителей, что помогает принятию адекватных решений по се реализации [3, с. 76].
Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к ней, выяснить мотивацию тех или иных действий. Задачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения, обозначить вариативность точек зрения, мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится.
3. Проблема достоверности онлайн опросов
Онлайн - опрос – это метод, основанный в первую очередь на письменном обращении к исследуемой популяции людей с вопросами через Интернет, содержание которых проблематично [8].
Существует три основных тематических направления, охватываемых онлайн-опросами:
– изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития сети. Например, оценка дизайна сайта и качества услуг провайдера и т.д.
– исследование потребительских настроений и поведения на различных рынках товаров и услуг. Например, отношение к различным видам услуг и т. д.
– изучение социально-политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике и так далее.
Технология репрезентативных интернет-опросов очень перспективна. Одно из преимуществ уже было отмечено: интернет-опрос можно проводить в течение двух-трех дней, а иногда и нескольких часов. Более того, обычно вы можете следить за ходом такого опроса в режиме реального времени.
Еще одним преимуществом является их относительная дешевизна: Интернет позволяет проводить собеседования с огромным количеством людей без затрат на интервьюеров, печать анкет, телефонные звонки,рассылку писем обычной почтой и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социологический опрос представляет собой метод сбора первичной информации об исследуемом объекте посредством обращения с вопросами к респондентам.
В основе социологического опроса – опосредованное (анкетирование) либо не опосредованное (интервью) социально-психологическое взаимодействие социолога и респондентов путем регистрации ответов на вопросы, формулирование которых обусловлено целями и задачами изучения.
Данный метод сбора информации выступает приоритетным при изучении социальных явлений и процессов, малодоступных для непосредственного наблюдения, а также в ситуациях, когда изучаемый объект не обеспечен документальной информацией.
В отличие от других методов социологии опрос позволяет выявить не только акцентированные мнения респондентов, но и отдельные нюансы, оттенки настроения опрошенных, отдельные интуитивные аспекты поведения. Кроме того, данный метод исследования отличается экономичностью, простотой, доступностью, оперативность, универсальностью, что позволяет успешно применять его как для получения объективных данных о социальной действительности, так и для выявления особенностей субъективного восприятия, оценивания респондентом тех или иных социальных явлений, процессов.
1. Белановский, С. А. Методика и техника фокусированных интервью. Учебно-методические пособие / С. А. Белановский. – М. : МГПУ, 1996. – 122 с.
2. Борисова, С. Ф. Компьютер и интернет для социолога / С. Ф. Борисова. – Н. Новгород, 2002. – 180 с.
3. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие. - 2-е изд./ И. Ф. Девятко. – М. : Университет, 2002. – 295 с.
4. Дмитриева, Е. В. Фокус – группы в маркетинге и социологии / Е. В. Дмитриева. – М. : Центр, 1998. – 144 с.
5. Докторов, Б. Онлайновые опросы : обыденность наступившего столетия / Б. Докторов // Телескоп. – 2000. – № 4. – С. 30 – 34.
6. Кейп, П. Возможности применения Flash шкал в онлайн исследованиях / П. Кейп // Онлайн исследования в России. – М., 2010. – 127 с.
7. Корытникова, Н. В. Методика онлайн-опроса в исследованиях пользователей Интернета / Н. В. Корытникова. – М. : МРГУ, 2012. – 155 с.
8. Мавлетова, А. М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии / А. М. Мавлетова // Социология. –2010. – № 31. – С. 156 – 161.
9. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 120 с.