1. Постановка и анализ экзистенциализмом проблемы человека (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр)
2. Общество как системное образование. Понятие «система» и «общество» и их соотношение. Признаки общества
3. Многообразие форм политического поведения человека
Список использованных источников
1. Постановка и анализ экзистенциализмом проблемы человека (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр)
Экзистенциализм, или философия существования, появляется в 20-х годах XX столетия.
В отличие от классической философии отказывается от поиска «истины» в рационалистическом смысле слова. Представители экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер – в Германии; Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. – во Франции) не пытаются проникнуть в методологические тайны науки, вскрыть объективную природу социальных явлений, сосредоточивают внимание на индивидуальных смысложизненных вопросах. Бытие как существование индивида становится центральной проблемой.
В ранней своей работе - «Основные проблемы феноменологии» - Хайдеггер заявляет, что Бытие есть первая и единственная тема философии. Поиск смысла Бытия Хайдеггер ведет через особый его вид - человеческое бытие, т.е. выясняет смысл человеческого существования.
В главной своей работе – «Бытие и Время» - Хайдеггер углубляет этот вопрос с учетом современных философских традиций, заявляя, что «нечего размышлять о мире», поскольку единственно интересный предмет – это сам человек, его существование (экзистенция), его проблемы, тревоги и страхи.
Он пишет, что в начале ХХ в. «…перед нами точно так же, как в античности перед Сократом и Платоном, снова стоит вопрос о смысле бытия», но решать его следует с учетом современной реальности. Отказавшись от традиционного, с античных времен принятого разделения бытия на реальное и идеальное, Хайдеггер использует экзистенциальный и феноменологический методы. Он рассматривает это понятие через такие категории, как «время» (темпоральность), «экзистенция»(существование), подлинное и неподлинное бытие, жизнь и смерть.
Раскрывая смысл бытия через человеческое бытие (экзистенцию), Хайдеггер обосновывает принцип «Жить – значит существовать» и поясняет: «человек обретает свою сущность, уже существуя». Человеческое существование, по Хайдеггеру, заключается в том, что «человек конечен, временен, историчен». Именно временность (темпоральность) человеческого бытия обуславливает единство его повседневного существования. По этой же причине сам человек есть нечто незаконченное, проект. Он волен выбирать для себя подлинное или неподлинное «бытие-в-мире».
2. Общество как системное образование. Понятие «система» и «общество» и их соотношение. Признаки общества
Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.
Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.
Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.
Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества.
Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:
- как взаимодействие индивидов;
- как групповое взаимодействие;
- как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
- как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.
Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.
Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.
3. Многообразие форм политического поведения человека
Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.
По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).
Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике).
Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.
Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов организованных политических групп (например, партий) регулируется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные действия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки отдельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильности и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.
Исследователи говорят и о патологических формах политического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требованиям ситуации или установкам личности.
Так, при возникновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно противостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.
1. Батурин, В.К. Социология: учебник для бакалавров / В. К. Батурин, И. В. Батурина. – Москва: Юнити-Дана, 2016. – 311 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 511 с.
3. Горелов, А.А. Социология: учебник / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2016. – 356 с.
4. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – Москва: Инфра-М, 2017. – 623 с.
5. Кравченко, А.И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2016. – 533 с.
6. Чамкин, А.С. Социология коммуникации: учебное пособие / А. С. Чамкин. – Москва: Инфра-М, 2016. – 293 с.
7. Шереги, Ф.Э. Социология: учебное пособие для академического бакалавриата / Ф. Э. Шереги. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2018. – 421 с.
8. Яковчук, В.Н. Социология: учебное пособие / В. Н. Яковчук. – Минск: Международный университет "МИТСО", 2019. – 128 с.