1. Социально-психологические факторы, влияющие на реализацию физиологических функций организма
2. Подходы к диетотерапии при лечении избыточного веса и ожирения
Список использованных источников
1. Социально-психологические факторы, влияющие на реализацию физиологических функций организма
Социальные факторы существенно влияют на реализацию физиологических функций организма человека. Их подразделяют на три основные группы:
1. Часть социальных отношений человеческого индивида, которая включает механизмы социальной поддержки со стороны его социального окружения в биологическом и психическом (сплоченность. эмоциональная связь) плане, а также факторы его взаимосвязи с социальной средой – совместное участие в реализации общих целей.
2. Область личностного развития, складывающаяся из духовной, культурной, профессиональной и творческой среды, подразумевает личную и социальную установки человека на восприятие этих частей социума.
3. Система условий устойчивости функциональной системы (социальной среды или общества), членом которой является индивид. К основным компонентам этой области относятся порядок. ясность, контроль, справедливость, которые преобладают в обществе (общественный строй, гражданское общество, правопорядок).
Рассмотрим теперь типы социально-психологических воздействий. Основными из них являются: личностные (значимые для конкретного субъекта). семейно-личностные (проблемы взаимоотношений с близкими или потеря их), производственные (материальный и социальный статус и его стабильность, а также взаимоотношения на работе).
Наиболее значимыми из них считаются: усложнение социальных условий жизни человека, длительно сохраняющаяся эмоциональная нагрузка: совокупность различных событии, влияющих на образ жизни человека: непрерывные жизненные перемены, а также способ поведения и сама психо-физиологическая реактивность индивида.
Вес вышеуказанные типы социально-психологических воздействий имеют различную степень влияния на психосоматическое здоровье человека которая во многом зависит от конкретных социально-психологических условий, складывающихся в социуме.
В последнее время материальное и семенное неблагополучие все чаще становятся наиболее значимыми и травмирующими индивида факторами.
2. Подходы к диетотерапии при лечении избыточного веса и ожирения
Диетотерапию ожирения следует начинать с усиления мотивации больного на уменьшение массы тела. Некоторые пациенты озабочены только своим внешним видом и не осведомлены о том, что ожирение, особенно абдоминального типа, является фактором риска развития и прогрессирования сахарного диабета и ряда других хронических заболеваний.
Усиление мотивации включает формирование у пациента желания похудеть, если он будет знать о конкретных положительных изменениях, которые следуют за разумным снижением веса.
Клинический опыт показывает, что лучше соблюдают и легче переносят диету те лица, у которых даже небольшое снижение веса сопровождается показательными изменениями в состоянии здоровья, например, некоторой нормализацией уровня глюкозы в крови при преддиабете или сахарном диабете 2-го типа. Подобные изменения способствуют позитивному психологическому настрою.
Большое значение имеет формирование стремления не к иллюзорным, а к реальным целям, то есть к постепенному снижению веса. Завышенные желания могут вызывать недовольство медленными темпами снижения массы тела. Далее может следовать отказ от дальнейшей диетотерапии. Поэтому больной должен заранее знать о том, что среднее снижение веса за месяц должно быть в пределах 2-4 кг. При более значительном похудании организм может терять наряду с жиром и мышечные ткани. Кроме того, для более быстрого и интенсивного похудания требуются более строгие пищевые ограничения, что обычно приводит к стрессу.
Но стресс, связанный с диетотерапией, может ухудшать состояние здоровья, например, повышать артериальное давление при предгипертензии или артериальной гипертензии. Больной должен знать, что течение сахарного диабета 2-го типа на фоне ожирения обычно улучшается при потере всего 5 – 10% от исходной массы тела.
Следующей задачей является формирование правильного пищевого поведения. При этом психотерапевтические рекомендации напрямую сочетаются с диетическими. Изолировать эти рекомендации нельзя, так как психотерапия направлена на улучшение переносимости диетотерапии и усиление ее эффективности. Приведем примеры сочетанных рекомендаций.
1. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ и колледжей / Е.А. Воробьева, Е.Б. Сафьянникова, А.В. Губарь. — М.: Альянс, 2015. — 432 c.
2. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 496 c.
3. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 431 c.
4. Прокопенко, Ю. И. Принципы построения программ медико-экологической реабилитации населения (технологии и средства) / Ю. И. Прокопенко [и др.] // Альманах клинической медицины. – 1999. – С. 69-75.
5. Социально-экологические факторы и здоровье [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oblasti-ekologii.ru/ecology/vlianie-socialno-ekologiceskih-faktorov-na-zdorove-celoveka.