1. Отраслевое равновесие: понятие и виды. Устойчивость и неустойчивость рыночного равновесия.
2. Товар и его свойства. Современные тенденции в товарном мире.
Список использованных источников
1. Отраслевое равновесие: понятие и виды. Устойчивость и неустойчивость рыночного равновесия.
Отрасль – это группа конкурирующих фирм, которые продают аналогичные товары на рынке. Отрасль как совокупность компаний включает в себя:
а) отдельные фирмы (фирмы индивидуальных владельцев, каждая из которых принадлежит одному лицу);
б) партнерства (товарищества) – компании, принадлежащие двум или более лицам;
в) корпорации (акционерные общества) – отдельное юридическое лицо.
Отрасль означает свободный вход и выход из отрасли. Вступление в отрасль определяется извлечением большей экономической прибыли, чем обычно. Выход из отрасли определяется путем получения прибыли ниже нормы.
Экономическая прибыль – это разница между доходом от продажи товаров, услуг и вмененными затратами (затратами на упущенные возможности или альтернативными затратами) на ресурсы, используемые при производстве этих товаров и услуг.
Нормальная прибыль – прибыль, достаточная для того, чтобы предприятие предлагало свой товар. Согласно теории рынка, нормальная прибыль является частью издержек производства. Если уровень прибыли, извлекаемой на конкретном рынке, очень низок по сравнению с уровнем прибыли, извлекаемым на другом рынке с той же степенью риска, то компания либо переключится на другой бизнес, более прибыльный, либо откажется выпустить эту выгоду, чтобы получил зарплату или оклад.
Если компании получают экономическую прибыль, эта прибыль побудит другие фирмы войти в отрасль. При вступление в отрасль новых фирм, предложение товаров увеличивается, а цена товаров снижается до тех пор, пока экономическая прибыль в отрасли не станет равной нулю, то есть когда доход будет равен затратам.
2. Товар и его свойства. Современные тенденции в товарном мире.
Ключевой категорией товарной продукции является товар. Есть разные понимания его сути. Обратимся как минимум к двум из них.
1. В марксистской теории товар считается продуктом труда, полезным человеку, предназначенным для продажи. Из этого определения следует, что:
1) товары – это только те товары, которые удовлетворяют любые потребности человека;
2) продукт – тот, который был проверен на работе; например, ягоды в лесу не являются товаром для их коллекционера, но они могут стать таковыми после того, как работа по сбору проведена;
3) товар предназначен для продажи.
2. В Австрийской школе экономики (ее выдающимся представителем является К. Менгер) продукт определяется как особый экономический товар, производимый для обмена.
K. Менгер относится к экономическим выгодам тех, которые являются предметом или результатом экономической деятельности и которые могут быть получены в ограниченном количестве по отношению к потребностям (см. Раздел IV Учебника).
Общим для этих определений является то, что товары считаются результатом труда. Разница в том, что второе определение учитывает взаимосвязь между потребностью в товаре и доступностью этого товара, а первое – нет.
Несмотря на различия в подходах, обе школы признают, что полезные продукты, созданные трудом, и дары природы, а также различные виды услуг, проверяемые трудом, могут стать товарами.
Товары могут быть материальными или нематериальными по своей природе.
1. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Микроэкономика. Завтра экзамен. 8-е изд. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2009. – 288 с.
2. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Микроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: «Питер»,2010. – 360 с.
3. Куприн, А.А. и др. Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн, А.Д. Шматко; под ред. А.А. Куприна; Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018. – 456 с.
4. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
5. Экономическая теория. Учебное пособие для иностранных студентов неэкономических специальностей / Под редакцией А.В. Чеплянского. – Минск: БГЭУ, 2018 – 38 с.