Введение
1 Особенности рынка образовательных услуг
2 Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития
3 Объем и структура платных образовательных услуг населения в РБ
Заключение
Введение
Рынок в сфере образования является неотделимой составляющей рыночной экономики, выполняющей функции регулирования спроса и предложения на образовательные услуги. Содержание регулирования состоит в том, чтобы в каждый момент времени согласовывать по срокам, качеству и объемам предложения образовательных услуг учебными заведениями или индивидуальными производителями в соответствии со структурой индивидуальных потребностей и формами собственности.
Рынок образовательных услуг, как всякий другой рынок, предполагает наличие специфического продукта или услуги (передачу знаний, умений и навыков личности); цены обучения; направлений распределения и продвижения этих услуг на рынок.
Субъектами образовательных услуг на ряду с учебными заведениями являются и потребители услуг, широкие круги посредников, а также различные общественные организации и структуры, имеющие отношение к продвижению образовательных услуг к потребителю на рынке.
Актуальность данной темы состоит в том, что с развитием информационных технологий, ростом конкуренции на рынке труда, повышением требований к молодым специалистам возрастает роль образования, следовательно, на мировом рынке образовательных услуг наблюдается значительный рост конкуренции. И для привлечения наибольшего число международных студентов, страны все более активно соперничают за место на мировом рынке международного образования.
На данный момент в Республике Беларусь насчитывается 51 высшее учебное заведение, как частной, так и государственной собственности, оказывающие платные образовательные услуги. Однако для того, чтобы образовательные услуги, стали составляющими источника доходов страны, экспорт образовательных услуг должен быть одним из важных приоритетов государственной политики
1 Особенности рынка образовательных услуг
Рынок образовательных услуг - это система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг
Различают национальный (внутренний) и международный (внешний) рынки образовательных услуᴦ. На внутреннем рынке участвуют производители и потребители одной страны, на внешнем – представители разных стран. Международный рынок образовательных услуг - ϶ᴛᴏ сфера формирования спроса и предложения на образовательные услуги между производителями и потребителями разных стран.
2 Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития
В современных условиях международный рынок образовательных услуг (МРОУ) представляет собой важную отрасль мирового хозяйства с миллиардным объемом продаж и растущими экспортом услуг, академической мобильностью студентов, преподавателей и исследователей.
Основной сегмент МРОУ составляют программы высшего образования, по оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), сейчас в мире около 140 млн студентов проходят обучение в 36000 высших учебных заведениях. По прогнозам экспертов, через 10 лет число студентов удвоится в значительной степени в результате увеличения числа получающих высшее образование в Азии и Европе. Под воздействием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение вне пределов своей страны, продолжает расти. К рубежу тысячелетия количество тех, кто обучался за рубежом, составляло 1,9 млн, к 2006 году эта цифра выросла до 2,9 млн, к 2008 г. составила около 3,3 млн студентов. Согласно данным ОЭСР, в 2015 г. количество студентов, обучающихся за рубежом, достигло 3,9 млн.
3 Объем и структура платных образовательных услуг населения в РБ
Министерством образования РБ разработана нормативная правовая база, необходимая для организации и оказания платных образовательных услуг.
На протяжении 5 лет рост объемов платных образовательных услуг достигался за счет роста подготовки специалистов на платной основе. В платных образовательных услугах удельный вес подготовки специалистов на платной основе увеличился с 73 до 85 процентов. Удельный вес переподготовки и повышения квалификации специалистов за это период составлял 3 процента, обучения на подготовительных отделениях, курсах - 3,5 процента, подготовки иностранных граждан - 1,5 процента.
Заключение
На сегодняшний день целью развития платных образовательных услуг В РБ является создание условий для получения качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения в образовательных услугах и обеспечение их доступности.
В процессе реализации Программы будут решены следующие задачи:
обеспечение координации действий республиканских органов государственного управления по увеличению видов и объемов платных образовательных услуг;
развитие нормативной правовой базы, обеспечивающей дальнейшее развитие платных образовательных услуг;
расширение объемов и спектра платных образовательных услуг.
Механизм реализации поставленных задач включает:
расширение рынка платных образовательных услуг на основе сочетания государственной и частной форм образования;
развитие новых форм и видов образовательных услуг, оказываемых учреждениями образования всех форм собственности, в том числе дистанционного обучения;
внедрение новых информационных образовательных технологий, всеобщая компьютеризация, включение в глобальную сеть Интернет;
развитие образовательных услуг по подготовке специалистов в области высоких технологий;
повышение экспорта образовательных услуг, создание условий по привлечению на учебу иностранных студентов;
обеспечение учреждений образования, расположенных в сельской местности, современными технологиями и средствами обучения, в том числе компьютерной техникой.