1. Моделирование бизнес-процессов конкретной организации с комментариями по оптимизации
2. Кейс: задание, вопросы, ответы
3. Блок-схема бизнес-процесса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Моделирование бизнес-процессов конкретной организации с комментариями по оптимизации
Моделирование бизнес-процессов – ориентированное по целям, разработанное по определенной систематике и форме представления отображение бизнес-процесса.
Структура бизнес модели в организации ООО «Мясоопт», находящегося в городе Могилёве отражает по логическую предметно-временную последовательность функций, рассматриваемых в рамках определенного процесса. Общие характеристики модели, используемой в организации, служат основой для документации, анализа, организации, автоматизированной обработки и поддержки процессов, а также для их содействия и коммуникации.
Цели моделирования бизнес-процессов, которые преследуют сотрудники организации ООО «Мясоопт», делятся на следующие группы:
1. Документирование бизнес-процессов предприятия для того
• чтобы своевременно получать данные;
• чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия;
• чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения;
• чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления;
• чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела.
Стоит отметить тот факт, что организация ООО «Мясоопт» может использовать данный вид деятельности по моделированию бизнес-процессов также для таких целей как:
• чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом (например, по сертификации предприятия);
• чтобы удовлетворять действующим правовым нормам;
• чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника);
• чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды.
2. Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов:
• чтобы вводить новые организационные структуры;
• чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия;
• чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия.
3. Сопровождение организационных изменений
• как продажа или частичная продажа
• как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия
• как внедрение(вступление) или смена(переключение) систем ИТ или организационных структур
Можно говорить о том, что бизнес-модель для организации ООО «Мясоопт» это способ формализованного описания (например, графическое) определенного аспекта или сферы деятельности организации.
2. Кейс: задание, вопросы, ответы
При температуре минус 30 градусов мороженое «Баскин Роббинс» может храниться год. Как правильно накручивать шарик, чтобы он равномерно наполнялся мороженым, начинкой и орешками, знает практически каждый работник компании: для этого он проходит специальную недельную подготовку.
Всемирно известный производитель мороженого премиум-класса «Baskin Robbins» возник в Калифорнии в 1945 году. Компания развивает сеть одноименных кафе, которых сейчас по всему миру насчитывается 5,8 тыс. В стандартном кафе продается собственно мороженое, торты и десерты из него, коктейли, соки, чай и кофе. Алкоголь категорически запрещен. «Baskin Robbins» - один из первых представителей развития франчайзинга. Идея развивать сеть кафе, передавая их в стороннее управление со всеми стандартами обслуживания, дизайном и, конечно же, фирменным мороженым появилась, когда у сети было лишь восемь точек.
Российская «Баскин Роббинс» основана в 1988 году, а в 1996-м здесь была построена крупнейшая в Европе фабрика по производству мороженого (всего в мире их 22). Продажа мороженого – основной бизнес компании, и кафе – один из главных каналов сбыта. На сегодняшний день в разных регионах России открыто 144 заведения, и практически все они работают по франчайзинговой схеме.
Чтобы открыть собственное кафе «Баскин Роббинс», будущему франчайзи нужно подписать пятилетний договор и выплатить паушальный взнос в размере $15 тыс. Еще в $30–40 тыс. выльются расходы на оборудование и отделочные материалы, которые предоставляет компания. «Баскин Роббинс» предъявляет достаточно жесткие требования к помещению: отдельно стоящее кафе должно иметь площадь 70–120 кв. м (на фуд-корте – до 30 кв. м) и находиться на одной из центральных улиц города. Оборотные средства на расходные материалы – закупку мороженого, топпингов (сладких подлив для мороженого), ореховых присыпок и так далее – обойдутся еще в $10-15 тыс. ежемесячно. При этом роялти «Баскин Роббинс» с партнеров не взимает, зарабатывая на поставках мороженого, которое ежемесячно развозится по всем региональным точкам. При удачном месторасположении новое кафе окупается за полгода. Максимальный же выход на точку безубыточности составляет полтора года.
Основная сложность – найти добросовестного франчайзи, который будет соблюдать все правила игры. «Правила игры», или корпоративные стандарты, прописаны жестко: франчайзи должен выполнять требования компании к уровню обслуживания, чистоте, технологиям изготовления десертов и рецептуре и не может самовольно менять ни дизайн кафе, ни ассортимент товаров. Зачастую, однако, через некоторое время после открытия торговой точки партнеры начинают отходить от прописанных правил. Наиболее частое нарушение – расширение ассортимента: в погоне за более высокой маржей хозяева кафе нередко включают в меню выпечку и напитки, выходящие за рамки разрешенных соков, чая и кофе. Если количество нарушений становится критическим, кафе приходится закрывать, что означает удар по брэнду. Но за всю историю российского «Баскин Роббинс» подобных случаев было всего два.
3. Блок-схема бизнес-процесса
Рассмотрим процесс создания блок-схемы для бизнес-процесса «Процедура оформления входящих документов и их внедрение в производственный процесс».
Для того, чтобы построить блок схему данного процесса, необходимо пошагово рассмотреть весь процесс деятельности, которые производят сотрудники предприятия, причастные к нему.
В первую очередь, документ, который необходимо оформить, должен поступить в организацию. Проще говоря первом этапе документ поступает к секретарю, который должен осуществить процесс приёмки документов. Он должен ознакомиться с документом, после чего он должен определить, как необходимо поступить с данным документом дальше, для реализации поступивших указаний.
После этого, происходит процесс регистрации данного документа секретарём. Он вносит его в списки, которые регламентируют данный процесс.
После осуществление данного этапа секретарь осуществляет процесс рассмотрения данного документа, а также информации и указаний, которые в нём предусмотрены. Секретарь, после ознакомления с данным документом, должен довести его содержание и общие положения до сведения руководителей отделов, которые непосредственно имеют отношение к реализации задач, поступивших от руководства компании.
После чего, секретарь осуществляет подачу информации в таком виде, который позволит руководителям структурных подразделений довести её до сведения исполнителей. Проще говоря, на данном этапе происходит процесс отправки данного документа на исполнение.
После данного этапа, необходимо определить степень контроля над реализацией и результатами деятельности испытателей осуществления реализации требований, входящих в данный процесс.
Если процесс не подразумевает под собой наличие реквизитов контроля, данный документ отправляется непосредственно исполнителям и делопроизводитель осуществляет реализацию указаний, представленных в поступившем документа и непосредственно сам осуществляет процесс контроля за результатами выполнения задачи, вместе со службой управления делами.
В таком случае данный этап будет заключительным в бизнес-процессе.
Если же осуществление реализации указаний, представленных в данном документе требуют наличие реквизитов контроля, то данный документ, вместе с указаниями по их выполнению необходимо передать исполнителю.
После передачи задания исполнителю, осуществляется процесс контроля задания руководителем организации. Кроме того, параллельно данному этапу осуществления бизнес-процесса, проводится процесс отбора информации и контроля её потерь и некачественного использования. За данным этапом также производят контроль как исполнитель, так и непосредственно сам руководитель.
После чего, происходит процесс контроля службой управления делами, под руководством делопроизводителя. Данный этап является заключительным.
1. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 464 c.