Виды национальных орнаментов
Список использованных источников
Виды национальных орнаментов
Слово «орнамент», которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит от латинского слова ornamentum, что значит «украшение».
Также в словаре В.И. Даля «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве» [5, с. 437]; в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона орнамент понимается как «изображение, служащее украшением различных частей» [2, с. 874]; в Большой Советской Энциклопедии − это «узор, предназначенный для украшения различных предметов» [4, с. 652].
Базой любого орнамента является узор. Узор – это зашифрованный рассказ про жизнь народа, природу, людей, мирские желания и стремления.
Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида:
1. орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
2. орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
3. орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.
Орнамент классифицируют [1]:
- по изобразительным мотивам: растительный, геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д.
- по стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.
- по народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.
- по изобразительной форме: плоскостной, рельефный, контрельефный.
Оговская роспись – незаслуженно забытое народное ремесло, в последние несколько лет получившее новое дыхание и надежду на «воскрешение». Оговская роспись – это цветочно-травяные мотивы с замкнутой композицией, без излишней вычурности и напыщенности, но в рассудительной и жизнеутверждающей манере. Язык рисунка расшифровывается легко. Букет цветов символизирует абсолютное добро, волнообразная линия представляет собой метафору земной и небесной воды, венок означает вечность и небесное совершенство, а ромбы и квадраты напоминают о плодородной земле.
Сундук расписывали по определенной схеме. Основной узор располагали на внешней стороне крышки и на передней стенке куфра. Поверхность с помощью фляндровки делили на три части – на внутренний прямоугольник и на две узкие каймы сверху и снизу. Затем внутренний прямоугольник «разбивали» вертикальными перегородками на своеобразные квадратные окна, по четырем сторонам которых рисовали цветочные гирлянды из мелких цветочков. По боковым сторонам кофра часто «запускали» диагональную фляндровку, в результате чего при пересечении линий образовывалась сетка ромбов. Внутреннюю часть ромбов заполняли веточками с миниатюрными цветами.
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева / В.А. Бородулин. - М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 156 с.
2. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. – СПб.: Семеновская ТипоЛитография И. А. Ефрона, 1890-1907. – Т. 1-41. – 2008 г. – 1460 с.
3. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Василенко. - М.: Парад, 2011. - 397 с.
4. Ворошилов, К.Е. Большая Советская Энциклопедия, Союз Советских Социалистических республик / ред. С.И. Вавилов, К.Е. Ворошилов, А.Я. Вышинский, и др.. – М.: ОГИЗ СССР, 1992. – 618 c.
5. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. – 736 c.
6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву / Х.И. Махмутова. - М.: Дрофа, 2012. - 287 с.
7. Супрун Л.Я. Городецкая роспись / Л.Я. Супрун. - М.: Культура и традиции, 2010 - 147 с.