1. Вопрос №1 (8) Функция контроля, её содержание
2. Вопрос №2 (18) Типы адаптивных структур управления, их преимущества, недостатки
3. Вопрос №3 (20) Административные методы, их сущность
4. Вопрос №4 (32) Конфликт в организации, его структура
Литература
Вопрос № 1(8) Функция контроля, её содержание
Контроль как одна из основных управленческих функций, входящая в состав цикла управления предприятием, призвана контролировать выполнение планов и выявлять возникшие отклонения.
Основная цель функции мониторинга заключается в обеспечении выполнения планов. Реализация функции управления (цикл контроля) включает в себя следующие этапы:
− создание набора контрольных показателей (индикаторов), используемых для оценки выполнения планов;
− разработка нормальных (плановых) значений контрольных показателей;
− определение фактических значений контрольных показателей;
− расчет значений и анализ отклонений фактических значений от нормальных значений (включая, в частности, анализ причин отклонений и прогнозирование последствий отклонений);
− планирование корректирующих действий.
Основными характеристиками системы управления являются:
− объекты контроля (перечень объектов, для которых реализована функция управления);
− субъекты контроля (структурные подразделения внутри предприятия и субъекты внешней среды, участвующие в реализации функции контроля) ;
− контрольные точки (точки во времени, когда реализуется функция управления);
− размер контроля (набор контрольных показателей - «измерительная база»);
− методы контроля (методы осуществления каждого этапа контроля-методы формирования нормальных значений, методы определения фактических значений и др.);
− Информационная инфраструктура (совокупность используемых документов, каналов передачи информации и др.). [8]
Функция контроля реализуется по отношению к объектам управления с использованием структурных подразделений предприятия, его ресурсов и процессов, а также показателей. Очевидно, что индикаторы являются измерительной базой контроля. Они используются для управления другими категориями объектов управления.
Вопрос № 2(18) Типы адаптивных структур управления, их преимущества, недостатки
Недостатки структуры управления:
− Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быстрое реагирование на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентированы на ускоренную реализацию комплексных программ и проектов и могут применяться как на предприятиях, объединениях, так и на уровне отраслей и рынков. Обычно существует два типа адаптивных структур: проектный и матричный.
Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, разработка новых продуктов или технологий, строительство объектов и т. д. Управление проектом включает в себя определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Одной из форм такого управления является создание специального подразделения – проектной команды, которая работает на временной основе. Состав такой команды включает всех необходимых специалистов, включая и специалистов по управлению. Руководителя проекта наделяют проектными полномочиями. Они включают в себя ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, включая материальное стимулирование сотрудников. В этой связи большое значение придается умению руководителя формировать концепцию управления проектом, распределять задачи между членами команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В конце проекта структура распадается, и сотрудники переходят в новую структуру проекта или возвращаются на свою постоянную должность (в случае контрактной работы они увольняются). Такая структура является очень гибкой, но при наличии нескольких целевых программ или проектов она приводит к фрагментации ресурсов и существенно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации в целом. При этом руководитель проекта обязан не только управлять всеми этапами жизненного цикла проекта, но и учитывать местоположение проекта в проектной сети данной организации.
Вопрос № 3(20) Административные методы, их сущность
Административные методы управления являются мощным инструментом достижения результатов поставленных целей в тех случаях, когда необходимо подчинить команду и направить ее на решение конкретных управленческих задач. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень управленческой регламентации и трудовой дисциплины, когда управленческие действия осуществляются нижестоящими уровнями управления без существенных искажений. Особенно это касается крупных многоуровневых систем управления, к которым относятся крупные предприятия.
Методы административного управления реализуются посредством организационных регламентов, норм, положений, инструкций, приказов, распоряжений, инструкций, дисциплинарных взысканий и штрафов.
Тип метода:
− организационное воздействие;
− распорядительное воздействие;
− дисциплинарное воздействие.
Вопрос № 4(32) Конфликт в организации, его структура
Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – отдельными лицами или группами. Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные функции. Конфликт может быть функциональным, способствующим повышению эффективности управления, и дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, уровня групповой кооперации и эффективности организации.
По количеству участников различают также:
− внутриличностные;
− межличностные (между индивидами);
− групповые;
− межгрупповые.
Обычно причин для конфликтов бывает несколько. Основными причинами конфликтов являются ограниченные ресурсы, взаимозависимые задачи, различия в целях, убеждениях и ценностях, поведении, образовательном уровне и плохом общении.
Структуру конфликта можно выразить формулой:
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
1 Гладков, И. С. Менеджмент: учебное пособие / И. С. Гладков. – М.: Проспект, 2016. – 213 с.
2 Грибов, В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: КноРус, 2015. – 640 с.
3 Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учебник / Е. Н. Кнышева. – М.: Инфра-М, 2015. – 386 с.
4 Сорокина, М. В. Менеджмент в торговле: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2017. – 752 с.
5 Фаррахов, А. Г. Менеджмент: учебное пособие / А. Г. Фаррахов. – 2-е изд., испр. – Спб.: Питер, 2014. – 352 с.