9 Производственная программа предприятия: сущность, характеристика структурных элементов, этапы разработки. Характеристика измерителей производственной программы. Порядок расчета стоимостных измерителей производственной программы предприятия
18 Цена продукции: ее сущность, функции. Виды цен. Состав цены по элементам. Методика расчета уровня цены. Валовой доход предприятия
Задача 28
Задача 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9 Производственная программа предприятия: сущность, характеристика структурных элементов, этапы разработки. Характеристика измерителей производственной программы. Порядок расчета стоимостных измерителей производственной программы предприятия
Производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:
− план по производству товарной (валовой) продукции;
− план выпуска продукции на экспорт;
− план по повышению качества продукции;
− план реализации продукции.
При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
При разработке производственной программы применяются натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.
18 Цена продукции: ее сущность, функции. Виды цен. Состав цены по элементам. Методика расчета уровня цены. Валовой доход предприятия
Цена – это денежное выражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса. В условиях рыночных отношений цена выполняет следующие функции:
1. информационную – проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства, о товарных рынках, где целесообразно активизировать деятельность, а наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.
2. распределительную – выражается в том, что размер цены на ресурсы зависит от их редкости. Чем ограниченней ресурс, тем выше его цена.
3. стимулирующую – проявляется в создании экономической заинтересованности предприятия в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении дизайна, снижении издержек производства.
4. обеспечивающую доходность – она проявляется в зависимости размера дохода от отпускной цены и количества проданных единиц продукции.
Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров. Государственное регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением. Применяют три вида цен:
1. Фиксированные цены – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размер.
2. Регулированные цены – это цены, по которым государством устанавливается максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятие не имеют право.
3. Свободные цены – это цены размер которых предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из рыночного спроса.
Задача 28
Рассчитайте ФЗП (фонд заработной платы) по организации на основании следующих данных:
– Объем продукции в базисном году – 520 тыс. руб.
– Объем продукции в планируемом году – 560 тыс. руб.
– ФЗП в базисном году – 368 тыс. руб.
– Норматив прироста ФЗП на 1% прироста объема продукции – 0,7 тыс. р.
Решение
Рассчитаем прирост объема продукции:
∆ОП = (560 / 520) * 100% – 100= 7,69%
Задача 39
Рассчитайте потребность в оборотных средствах, а также норматив собственных оборотных средств по организации. Исходные данные:
1. План выпуска продукции в год – 630 тыс. руб., в т. ч. оборот по себестоимости – 413 тыс. руб.
2. Норма денежных средств – 0,4 дня.
3. Норма запасов продукции на складах – 21 дн.
4. За счет собственных средств остатки товаров покрываются в размере 30%, а денежные средства полностью.
Решение
Норматив денежных средств:
630 * 0,4 = 252 тыс. руб.