Медиация в различных видах юридической деятельности: возможности и ограничения
Начало, стадии и завершение примирительной процедуры
Правовые основы медиации
Порядок назначения (избрания) примирителя. Функции примирителя
Список использованных источников
Медиация в различных видах юридической деятельности: возможности и ограничения
Медиация в правовой системе Республики Беларусь: первый опыт. Значимым событием в настоящее время в части развития альтернативных процедур стало введение медиации и принятие соответствующего Закона «О медиации» [1]. Для национальной правовой системы медиация представляет новое социально-правовое явление и новый опыт разрешения правовых споров, что потребовало проведения соответствующей подготовительной работы.
Так, начиная с 2010 года, в республике проводилась активная работа по ознакомлению юридического сообщества, государственных органов, граждан с процедурой медиации как внеюрисдикционным способом урегулирования юридических конфликтов. В хозяйственных судах страны была организована деятельность примирителей из числа судебных работников, проведен весьма результативный пилотный проект по примирению конфликтующих субъектов права квалифицированными медиаторами, прошедшими подготовку за пределами Республики Беларусь, состоялись круглые столы, научно-практические семинары и конференции, на которых раскрыты и проанализированы вопросы возникновения медиации, ее виды, сфера применения, описан медиативный опыт зарубежных стран [2, с.63].
Проделанная работа способствовала формированию на данном этапе интереса к медиации в праве, как у ученых-правоведов, юристов-практиков, так и у граждан, юридических лиц, вовлеченных в правовые споры, и позволила воспринимать медиацию в нашем обществе как досудебный способ разрешения спорных вопросов при помощи третьей нейтральной стороны.
12 июля 2013 года принят Закон Республики Беларусь «О медиации», в котором регламентированы правовые основы медиации. Как отмечается в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2013 № Р-841/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь закона Республики Беларусь «О медиации» – создание правовых условий для применения в Республике Беларусь альтернативной процедуры урегулирования споров с участием медиатора, наряду с судебным порядком, позволит расширить возможности граждан и субъектов хозяйствования в выборе средств урегулирования конфликтов с целью обеспечения своих прав и законных интересов [3].
Начало, стадии и завершение примирительной процедуры
В теоретических источниках предлагается следующая последовательность этапов проведения примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве: инициирование проведения примирительной процедуры, проведение примирительной процедуры, завершение примирительной процедуры [5, с.188].
При принятии решения о необходимости проведения примирительной процедуры после возбуждения производства по делу сторонам или одной из них необходимо направить суду соответствующее ходатайство. Ходатайство о назначении примирителя может содержаться в исковом заявлении. Примирительная процедура может быть введена и по собственной инициативе экономического суда. При принятии решения о назначении примирительной процедуры экономический суд должен учитывать возможность ее проведения по возникшему спору. И если в отношении соглашения о применении медиации в ст. 40 ХПК речь идет о спорах, вытекающих из гражданских правоотношений, то в отношении примирительной процедуры подобные ограничения формально не установлены.
Стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения суда о назначении примирителя могут представить свои возражения против проведения примирительной процедуры. Учитывая тот факт, что одним из основополагающих принципов, на которых строится примирительная процедура, является принцип добровольности (абз. 2 ст. 154 ХПК), при наличии возражений даже одной из сторон против проведения примирительной процедуры экономический суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Дальнейшее производство по делу осуществляется в порядке, определенном ХПК.
Соглашение о проведении примирительной процедуры может быть достигнуто сторонами еще до возбуждения дела. В случае подачи одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований (ст. 159 ХПК). Кроме того, в этом случае истец уплачивает государственную пошлину в размере 50% от государственной пошлины, подлежащей уплате за предъявление данного искового заявления по общим правилам.
Рассмотрим подробнее стандартную последовательность проведения примирительной процедуры.
1. Открытие процедуры (вступительное слово примирителя).
Примиритель в назначенное время и в назначенном месте открывает процедуру примирения, представляется и предлагает представиться лицам, участвующим в переговорах, проверяет их полномочия, выясняет наличие обстоятельств, препятствующих проведению переговоров.
Правовые основы медиации
В Республике Беларусь, как и во всем международном сообществе, отчетливо прослеживается повышение интереса к примирительным процедурам как альтернативным способам разрешения споров. Об этом свидетельствует, например, принятый Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее – Закон о медиации) [1].
Медиация представляет собой способ разрешения конфликта, при котором конфликтующие стороны преодолевают конфликт путем проведения переговоров с участием нейтрального лица – медиатора.
Важным нововведением является и то, что при заключении соглашения о медиации приостанавливается течение сроков исковой давности в отношении требований, вытекающих из прав и обязанностей, составляющих предмет спора сторон, со дня заключения такого соглашения до дня прекращения медиации.
Заключение соглашения о применении медиации допускается и в том случае, если дело уже находится на рассмотрении в суде. Однако в хозяйственном и гражданском процессе установлены особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде.
Так, согласно статье 401 ХПК по письменному соглашению сторон хозяйственный (экономический) спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный экономическому суду, до начала рассмотрения дела по существу может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов). В случае передачи спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) экономический суд выносит определение об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения согласно правилам, установленным главой 16 ХПК.
Порядок назначения (избрания) примирителя. Функции примирителя
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 156 ХПК примиритель может быть назначен в суде, рассматривающем экономические дела, первой, апелляционной, кассационной инстанций по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда, рассматривающего экономические дела.
Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в суде, рассматривающем экономические дела, либо из числа медиаторов, иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение. Вопрос о назначении примирителя решается судом, рассматривающим экономические дела, без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.
Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, установленных ХПК, и обязан заявить об этом суду, рассматривающему экономические дела. Суд, рассматривающий экономические дела, по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.
Так, примиритель может быть назначен по инициативе суда, рассматривающего экономические дела из числа лиц, занимающих государственную должность в суде, как в интегрированной судебной медиации. В то же время имеется возможность привлечения к урегулированию возникшего конфликта в качестве примирителя медиаторов, иных лиц, привлекаемых на договорной основе, что имеет общие черты с ассоциированной моделью судебной медиации.
1. О медиации: Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 58-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Короленок, Г.А. Актуальные проблемы использования примирительных процедур как формы разрешения споров в национальном и международном праве / Г.А. Короленок. – Минск : Юрист, 2010. – 197 с.
3. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О медиации»: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 8 июля 2013 г. № З-841/2013 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
4. Здрок, О.Н. Примирительные процедуры в цивилистическом процессе: современная теоретическая концепция / О.Н. Здрок. – Минск: Бизнесофсвет, 2013. – 108 с.
5. Бельская, И.А. О развитии медиации (посредничества) в Беларуси / И. А. Бельская // Третейский суд. – 2009. – № 3. – С. 185-190.
6. Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 275 с.
7. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.В. Жандаров, С.Н. Колбасин. – Минск: Академия МВД, 2016. – 340 с.
8. Калашникова, С. И. Медиация в сфере экономической юрисдикции: автореф. дис. ... д-ра (канд.) юрид. наук: 12.712 / С. И. Калашникова. – Екатеринбург, 2010. – 136 с.
9. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный дом, 2015. – 320 с.
10. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.