Программа профилактики аддиктивного поведения
Пояснительная записка
Программа профилактики аддиктивного поведения предназначена для учащихся 7-8 классов, склонных к употреблению алкоголя. Подростковый кризис может протекать с нарушениями адаптации, что может привести к попыткам избавиться от эмоционального дискомфорта с помощью систематического приема алкоголя, приводящего к зависимости. Важнейшим фактором приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ являются личностные качества. Часто аддиктивное поведение подростков является формой саморазрушения, которое может явиться следствием низкой самооценки, недостаточного самоконтроля, эмоциональной неустойчивости.
Подростки отличаются установкой на то, чтобы в своей жизни все попробовать, испытать свою полноценность в группе сверстников, самостоятельность в принятии собственных решений. Это все часто приводит к вовлечению в группы, где принято употреблять психоактивные вещества с целью удовлетворения потребностей самоутверждения и самовыражения. Потому основной целью профилактической работы с подростками, приобщенными к употреблению алкоголя, является создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладания с патогенными воздействиями, необходимых жизненных навыков гармоничной жизнедеятельности.
Занятие 1. «Знакомимся заново»
Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга настроиться на доверительную работу.
Упражнение «Имена-качества»
Содержание: Каждый участник называет какое-либо качество личности или свойство характера, начинающееся на первую букву собственного имени (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность). Упражнение направлено на знакомство, создание доброжелательной атмосферы, осознание себя как личности. Оно подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно
Упражнение «Пять слов о себе»
Цель: возможность сделать приятное другому человеку, повышение самооценки.
Ход: Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно или по игровому заданию от ведущего). Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, что бы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке свое имя. Потом передайте листок соседу справа, а сами получите рисунок ладошки от соседа слева. На одном из «пальчиков» полученного рисунка напишите, пожалуйста, какое-нибудь привлекательное качество этого человека, на ваш взгляд (можно использовать для упражнения доброжелательные пожелания). Например: «Ты чуткий и отзывчивый» и т.д.
Упражнение «Общение без слов»
Цель: содействие эмоциональному единству группы.
Ход: Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше». Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь; обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть и пр.
Упражнение «Мост»
Цель: развитие навыков работы в совместной деятельности.
Ход: Участники встают на «мост» вплотную друг к другу. Участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне нельзя, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Групповое обсуждение: Что помогало, а что мешало групповой работе? Кто брал на себя роль лидера? Почему? Почему происходили ошибки?
Рефлексия. Обратная связь
Участники рассказывают, что им понравилось, что – нет, что было для них самым важным, что нового они узнали.
1. Гревцов, А.А. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А.А. Грецов. – СПб.: Питер, 2004. – 294 с.
2. Елькин, И. О. Профилактика зависимого поведения подростков (на примере наркомании и алкоголизма): учеб. пособие / И.О. Елькин, Е.С. Набойченко. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007 – 126 с.
3. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
4. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: «Радуга», 2004. – 192 с.
5. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.