Вопрос 5
Вопрос 8
Вопрос 25
Вопрос 27
Список использованных источников
5. Потребительские свойства товаров: понятие, классификация
Потребительские свойства товаров - свойства, обеспечивающие физиологические потребности человека, а также соответствующие целям, для которых данный вид продуктов предназначен и обычно используется. Потребительские свойства товаров включают следующие:
Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и эксплуатации в течение заранее оговоренных сроков.
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:
1) долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления установленного времени тех. обслуживания и ремонта.
2) безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.
3) ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения дефектов.
4) сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без потерь в течение определенного срока. Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение неизбежный этап любого товародвижения.
Показатели сохраняемости: потери, выход стандартной продукции, сроки хранения Сохраняемость связана с безопасностью.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров - достаточно сложный процесс; он требует тщательного изучения товаров в процессе эксплуатации. Целью является выделение из комплекса потребительских свойств основных, имеющих решающее значение при определении качества конкретного товара, и установление их значимости.
Далее определяются допустимые пределы показателей, характеризующих эти потребительские свойства (размерные, весовые и др. параметры для оценки качества).
8. Качество товаров: понятие, показатели качества.
Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.
Качество – совокупность характеристик объекта, от¬носящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества.
Потребительский показатель качества товара - количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.
Различают несколько групп показателей качества пищевых продуктов.
Показатели назначения объединяют свойства продукции, характеризующие ее основные функции и область применения. Это - органолептические показатели (внешний вид, консистенция, цвет, вкус, запах и др.), физико-химические показатели (массовая доля поваренной соли, влаги, жира, сухих веществ и др.), а также показатели, характеризующие упаковку, фасовку и маркировку.
25. Генетически-модифицированные организмы: понятие, краткая характеристика, использование в пищевой промышленности.
Для решения современных проблем обеспечения человечества пищей используется широкий ассортимент технических и технологических средств, основанных на результатах научных достижений. Один из самых перспективных путей увеличения продовольственных ресурсов — применение методов современной биотехнологии и генной инженерии, позволяющих направленно точечно изменять геном организма для получения заданных свойств. [1,2,3].
Генетически-модифицированные организмы (ГМО) — организмы, генетический материал которых изменен с помощью методов генной инженерии, к которым относят синтез генов вне организма, выделение из клеток отдельных генов или наследственных структур, копирование и размножение выделенных генов или генетических структур, соединение разных геномов в одной клетке [3,4]. Создание ГМО, в частности растений, влечет за собой ряд преимуществ [5]:
- Экономическая выгода (повышенная урожайность ГМ растений, пролонгированные сроки хранения);
- Применение ГМ растений, например, сои в производстве пищевой продукции приводит к удешевлению товара;
- Получение продуктов питания и кормов с увеличенным содержанием белков и естественно-синтезированных витаминов;
- Позитивный экологический эффект: культивирование ГМ растений позволяет снизить объемы применения инсектицидов и пестицидов, что должно улучшить состояние окружающей среды.
27. Гигиена и санитария торговли продовольственными товарами.
Санитарные правила в торговле - правовые нормы, предусматривающие санитарные требования к устройству, оборудованию и содержанию магазинов и предприятий общественного питания.
Все помещения магазина следует содержать в чистоте, для чего производится ежедневная, тщательная уборка их. Один раз в неделю должна проводиться углубленная уборка помещений магазина с применением мыльно-щелочного раствора, хлорной извести. Один раз в месяц назначается санитарный день для проведения генеральной уборки и дезинфекции.
Особые санитарные требования предъявляются к приему, хранению и реализации пищевых продуктов, качество которых должно соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий. К отпуску покупателям допускаются только вполне доброкачественные пищевые продукты. Перед подачей в продажу качество товаров проверяется, а при необходимости партия продукта предъявляется санитарно-эпидемиологической службе для решения вопроса о возможности и условиях реализации. Но в любом случае продажа недоброкачественных товаров категорически запрещается. В штучных отделах магазинов, где прием денег производится продавцом, допускаются к продаже только расфасованные, затаренные или упакованные продукты (чай, печенье в пачках и т. д.). При отпуске покупателям нерасфасованных пищевых продуктов продавец обязан пользоваться щипцами, лопатками, совками, ложками и пр. Взвешивание и отпуск пищевых продуктов должны производиться в чистой оберточной бумаге, пакетах и пр.
Правила личной гигиены обязывают всех работников магазина приходить на работу в опрятной одежде и обуви, соблюдать чистоту рук, лица, тела, одежды, во время работы носить чистую санодежду, не принимать пищи и не курить в торговых и складских помещениях и т. д.
Санитарные правила для предприятий общественного питания определяют санитарные требования к устройству, оборудованию, содержанию предприятия общественного питания, кулинарной обработке и реализации пищевых продуктов в этих предприятиях.
1. Воробьев А. И. Биотехнология и генная инженерия — приоритетнейшие направления научно-технического прогресса // Вестн. РАМН. 2004. № 10. С. 8-11.
2. Chassy B. M. Food safety evaluation of crops produced through biotechnology// J. Am. Coll. Nutr. 2002. Vol. 21, № 3, Suppl. P. 166S-173S.
3. Chrispells M. J., Sadava D. E. Plants, genes, and crop biotechnology. Second edition. Sudbury, Massachusetts, 2002.
4. Глик Б. Р., Пастернак Д. Д. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. — М., 2002.
5. Генетически модифицированные источники пищи: оценка безопасности и контроль / Под. ред. В. А. Тутельяна. — М.: Издательство РАМН, 2007. — 444 с.
6. Ермишин А. П. Генетически модифицированные организмы: мифы и реальность / А. П. Ермишин. — Мн.: Тэхналогiя, 2004. — 118 с.
7. Донченко Л. В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ДеЛи принт, 2007. — 539 с.
8. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы [Текст]: учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: Норма, 1998. - 283 c.
9. Микулович Л.С., Брилевский О.А., Фурс И.Н. и др. Товароведение продовольственных товаров: Учебн. пособие - Мн:. БГЭУ, 1998. - 484