ВВЕДЕНИЕ
Под мотивацией понимается побуждение к действию и подразумевает собой динамичный процесс физиологического и психологического плана, который в свою очередь управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека активно удовлетворять собственные потребности.
Мотивация является объектом пристального внимания психологов в связи с ее основным свойством побуждать человека к действию и истолковывать ему причины совершения его поступков [ 7, с. 154].
В любом развитом обществе существуют нормы и правила, регулирующие деятельность членов социальных групп, составляющих общество в целом. Но в то время как различные социальные меры должны направлять и регулировать поведение человека в обществе, многие люди ежедневно нарушают законы и правила. Зачастую невозможно сразу понять, почему преступления совершаются, казалось бы, обычными людьми. Ведь в большинстве случаев это психически здоровые взрослые, а также подростки и дети.
Следует отметить, что общественный порядок играет важную роль в развитии каждого члена общества и страны в целом, и это дает возможность для дальнейшего и более детального изучения данной проблемы социальными науками.
Противоправная, преступная деятельность полимотивирована, т. е. субъекты выбирают незаконный способ удовлетворения потребностей, желаний и снятия психического напряжения ˗ используя физическую силу или оружие для нанесения увечий или гибели людей. В этом случае преступный умысел превращает агрессивное поведение в преступление. Возникает необходимость более глубокого исследования всей мотивационной сферы личности преступника, учитывать мотивы находящиеся друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них есть ведущие, которые обычно стимулируют и определяют поведение [6, с. 152].
Противоправная мотивация может иметь различные истоки, разную степень выраженности. В то же время, характеризуя преступников, большинство авторов нередко приходят к выводу о решающей роли плохого поведения индивидов в формировании антисоциальной направленности. Другие авторы используют сходные термины: пороки развития личности преступника, антисоциальные установки, антисоциальные тенденции, противоправные мотивы. Эти термины обозначают наиболее устойчивую доминирующую мотивационную систему индивидов, внутренние мотивации, потребности, установки, ценности, интересы и убеждения. Противоправные мотивы могут иметь различное происхождение и различную степень тяжести.
1. Особенности, причины и условия проявления противоправного поведения
Если рассматривать определение противоправных действий, можно сказать о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Естественно в каждом определенном случае, следует учитывать сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения.
Социальные условия играют важную роль в возникновении противоправного поведения. Люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в современном обществе потребления большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху.
Одной из причин возникновения противоправного поведения является склонность общества навешивать ярлыки. Поэтому само общество, как это ни парадоксально, через неразумные действия и чрезмерно суровые наказания воспитывает преступников, от которых мы хотим избавиться. В общем, навязываются жестокие стереотипы межличностных отношений. Власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируют им свою власть, точно так же, как они это делают с жертвами. Существует порочный круг, по которому преступные личности наносят вред себе и другим.
Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими [2, с. 27].
Микросоциальная ситуация играет важную роль в возникновении преступных деяний. Например, его формированию способствуют следующие факторы: асоциальная и антисоциальная среда (алкоголизм родителей, асоциальные и антисоциальные семьи или компании); безнадзорность; многодетные и неполные семьи; внутрисемейные конфликты [1, с. 135].
Исходя из этого, можно выделить следующие микросоциальные факторы, приводящие к делинквентности: неудовлетворенность детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что приводит к травматическим переживаниям ребенка; недостаточное влияние отца, препятствующее нормальному развитию нравственного сознания; физическая или психологическая жестокость семье; произошедшая острая травма; требования родителей к ребенку противоречивы, так что у ребенка нет четкого понимания норм поведения; выраженность конфликтов между родителями; смена родителей (опекунов); избыточная стимуляция ребенка; противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка нет четкого понимания норм поведения; нежелательные личностные особенности родителей; ребенок может усвоить через научение в семье или в группе делинквентные ценности (явные или скрытые).
2. Возникновение и формирование противоправной мотивации
Противоправная, преступная деятельность полимотивирована и объяснять действия виновного только одним каким-то мотивом равносильно нежеланию видеть всё многообразие психических явлений и состояний, переживаемых субъектом.
Исследованиями установлено, что именно ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно объяснить, почему они совершили данное преступление [4, с. 256].
Можно выделять следующие мотивы:
• мотивы самоутверждения.
Потребность в самоутверждении - важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.
Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т.е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности.
Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства.
• защитная мотивация.
Исследования показывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты внешней угрозы, которой в действительности может и не быть.
• мотивы замещения.
Часто бывают случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким ˗ либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой ˗ доступной.
• игровые мотивы.
Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно, мошенников, реже ˗ среди других категорий преступников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов. В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений.
В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное или преступное поведение.
В юридической психологии можно выделить следующие наиболее распространенные мотивы преступного поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.
Программа по профилактике аддиктивного поведения «Мой осознанный выбор»
Предисловие
Подростки зачастую употребляют спиртные напитки, курят, чтобы уйти от реальности и возникающих на жизненном пути проблем. Ведущей ролью играет межличностное общение с друзьями. Семья, зачастую находиться в стороне из – занятости, институт семьи исчерпывает себя, и подростку в трудной ситуации не к кому обратиться, так как, родители заняты своими проблемами. В свою очередь низкая самооценка и неуверенность в себе, отдаленность родителей от детей, в результате приводит к аддиктивному поведению.
Цель программы:
Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков через развитие личностных качеств и социальных навыков.
Задачи программы:
1. Сформировать у подростков мотивацию к здоровому образу жизни и стратегиям поведения, препятствующим появлению вредных привычек.
2. Проинформировать о последствиях потребления психоактивных веществ.
3. Способствовать развитию личностных ресурсов:
- самооценки, уверенности в себе;
- развитие навыков управления собственным поведением;
- коммуникативной компетентности;
- умений получать и оказывать поддержку окружающим;
- формирование системы личностных ценностей;
- формирование активной позиции по отношению к жизненным событиям и проблемам, осознания ответственности за свои действия.
Субъекты программы – подростки.
Методы: упражнения, игры (ролевые, социо-ориентированные и др.), метод незаконченного предложения, обсуждения, рассказ, беседа, демонстрация, рефлексия, сказкотерапия, артерапия, музтерапия, проективные методики.
Формы – групповые занятия, аутотренинг, образно-рефлексивные занятия, беседы, наблюдения, диагностика.
Задачи:
• Сформировать мотивацию у подростков к здоровому образу жизни;
• Развить личностные ресурсы;
• Профилактика аддиктивного поведения.
Направления программы:
- диагностическое (сбор данных о подростках посредствам диагностического инструментария);
- индивидуальная работа;
- коррекционно-развивающая (профилактическая);
1. Братусь В.С. Аномалии личности. ˗ М.: Мысль, 1988. – 301 с.
2. Варчук Т. В. Криминология: Учебное пособие. ˗ М.: Инфр ˗ М, 2002. ˗ 298 с.
3. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд.,испр. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Мотивация отклоняющего (девиантного) поведения. – СПб.: Питер, 2000. – 502 с.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. ˗ М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
6. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. ˗ М.: Наука, 1982. – 287 с.
7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. ˗ М.: Смысл, 2001. ˗ 352 с.
8. Правовое воспитание и социальная активность населения / Н. И. Козюбра, В. П. Зенин, В. А. Чехович и др. – Киев: Наук. думка, 1979. – 327 с.
9. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
10. Рязанова, Д. В Тренинг с подростками. ˗ Москва.: Генезис, 2003. – 138 с.
11. Федоренко, Л. В. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Санкт-Петербург, 2003.
12. Чекина Т. И. Шесть шагов к уверенному поведению. Программа тренинговых занятий. – Н. Новгород.: Педагогические технологии, 2009. – 97 с.