3. Раскройте сущность процесса пищеварения, строение желудочно-кишечного тракта. Покажите отрицательное влияние алкоголя и никотина на процессы пищеварения
16. Охарактеризуйте витаминоподобные вещества. Как производится витаминизация готовой пищи и продуктов массового потребления. Какие факторы влияют на сохранность витаминов в продуктах питания?
26. Покажите значение диетического питания для лечения и профилактики хронических болезней. Опишите основные виды щажения, их использование в различных диета
40. Составьте меню обеда для юношей 14-17 лет. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Проанализируйте полученные данные
43. Составьте меню ужина для мужчины 28 лет работника IV группы интенсивности труда. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Проанализируйте полученные данные
Список литературы
3. Раскройте сущность процесса пищеварения, строение желудочно-кишечного тракта. Покажите отрицательное влияние алкоголя и никотина на процессы пищеварения.
Пищеварение - сложный физиологический процесс, в результате которого пищевые вещества в желудочно-кишечном тракте с помощью ферментов пищеварительных соков превращаются в более простые вещества.
Сложные сахара и крахмал (полисахариды) превращаются в простейшие сахара (моносахариды), жир – в глицерин и жирные кислоты, белки – в аминокислоты. Вода, минеральные соли поступают в кровь в неизменном виде.
Процесс пищеварения осуществляется в желудочно-кишечном тракте, протяженность которого около 10 метров.
Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) – одна из важнейших систем организма человека, задачами которого являются переваривание и усваивание пищи.
Процессы пищеварения направлены на выделение из употребленных человеком продуктов питательных веществ, их распределение по организму, а также выведение из него неусвоенных остатков пищи.
16. Охарактеризуйте витаминоподобные вещества. Как производится витаминизация готовой пищи и продуктов массового потребления. Какие факторы влияют на сохранность витаминов в продуктах питания?
Витаминоподобные вещества – это большая группа биологически активных веществ, имеющих некоторые свойства витаминов, но не соответствующих всем параметрам, характерным для витаминов. Иногда такие вещества называют псевдовитаминами. Большинство витаминоподобных веществ синтезируются эндогенно, в организме человека, в достаточных количествах для удовлетворения потребностей организма. Также для отдельных витаминоподобных веществ в настоящее время не удалось определить суточную потребность.
К витаминоподобным веществам относятся холин, карнитин, биофавоноиды, липоевая кислота, лецитин, кофермент Q10, инозит, п-аминобензойная кислота (ПАБК), биотин, пангамовая кислота, оротовая кислота, витамин U.
Карнитин - витаминоподобное химическое соединение, которое содержится в тканях скелета и сердечной мышцы. Он действует как молекула-носитель при окислении жирных кислот. Организм человека способен синтезировать достаточное количество карнитина, полностью удовлетворяя потребность в нем. Пищевыми источниками карнитина являются мясо и молочные продукты.
Холин - это щелочное соединение, первоначально отнесенное к семейству витаминов группы В. Холин синтезируется в организме, но в недостаточном количестве, поэтому он должен также поступать с пищей. Холин является компонентом фосфолипидов, которые образуют структурные элементы клеточных мембран; играет важную роль в нервной функции; участвует в различных метаболических процессах, в том числе транспорте жиров из печени. Ориентировочная суточная потребность в холине составляет 150-1000 мг (в среднем – 500 мг) и, как правило, легко достигается с помощью питания. Холин содержится в зерновых продуктах, яичном желтке, пивных дрожжах и субпродуктах (печень, почки, мозги).
26. Покажите значение диетического питания для лечения и профилактики хронических болезней. Опишите основные виды щажения, их использование в различных диетах.
Диетическое питание является обязательным элементом комплексного лечения многих заболеваний. При назначении диетического питания исходным пунктом является рационально построенный режим питания здорового человека, который изменяется качественно и количественно, соответственно заболеваниям органа или целой системы органов. При этом из питания или устраняются определенные пищевые вещества, или таким образом подготавливается пища, что этим восполняются нарушенные функции организма. Например, при сахарном диабете, когда имеются нарушения усвоения углеводов, сахара временно или совсем устраняют из пищи, или заменяют ксилитом или сорбитом. При гиперсекреции желудочного сока (при язвенной болезни, гастритах с повышенной кислотностью) из пищевого рациона исключаются пищевые вещества, которые являются сильными возбудителями желудочно-кишечной секреции.
Эти приемы и составляют основные принципы диетического питания, так называемое щажение. Различают три вида щажения: механическое, химическое и термическое.
Механическое щажение достигается главным образом путем измельчения пищи, а также применения соответствующих способов тепловой обработки. К ним относится приготовление протертой пищи (на пару и на воде). Механическое щажение достигается также использованием продуктов, содержащих наименьшее количество растительных клеточных оболочек.
Химическое щажение — из пищи исключаются некоторые пищевые вещества или уменьшается их количество. Такое щажение может быть достигнуто и различными способами кулинарной обработки, исключением продуктов и блюд, богатых экстрактивными веществами.
Термическое щажение — это исключение из пищи сильных термических раздражителей, т. е. очень холодной или очень горячей пищи. Температура горячей пищи не должна превышать 60°С, а температура холодных блюд и напитков — не ниже 15°С.
40. Составьте меню обеда для юношей 14-17 лет. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Проанализируйте полученные данные.
Четырнадцать–семнадцать лет – это самый непредсказуемый, стремительный возраст, время активного формирования желез внутренней секреции. Если до 16 лет не сложилось правильное представление о пище, то с возрастом изменить привычки в еде будет очень трудно или практически невозможно. А это грозит не только избыточным весом, но и серьезными проблемами со здоровьем. За счет быстрого роста и развития в этом возрасте имеется повышенная потребность в калориях и питательных веществах.
14–16 лет – это время активного роста, которому сопутствует повышенный аппетит. Задачей родителей является объяснить подростку вред нерегулярного питания всухомятку, найти альтернативу чипсам и булочкам, например, сухофрукты и орешки.
Питание должно быть четырехразовое: Завтрак – 25 %; Обед – 35–40 %, Полдник – 15 %, Ужин – 20–25 % от суточной потребности в питательных веществах.
Завтрак должен включать закуску, горячее и напиток. В качестве закуски могут быть овощи или фрукты, сыр или творог, яйцо, салаты. В качестве горячего каши, овощное рагу, мясо, рыба. Напиток в виде горячего чая, компота, киселя, молока.
43. Составьте меню ужина для мужчины 28 лет работника IV группы интенсивности труда. Определите пищевую и энергетическую ценность блюд. Проанализируйте полученные данные.
Население в возрасте от 18 до 60 лет подразделено на группы интенсивности труда, которые различаются по степени энерготрат, обусловленных профессиональной деятельностью.
4-я группа - работники тяжелого физического труда: строительные рабочие; основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов; горнорабочие на поверхностных работах; работники нефтяной и газовой промышленности; металлурги и литейщики, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе; работники целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности; стропальщики, такелажники; деревообработчики, плотники и др.; работники промышленности строительных материалов, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе.
1 Малыгина В. Ф. Основы физиологии питания, гигиена и санитария. – М.: Экономика, 1988. – 222 c.
2 Горлов И.Ф. Биологическая ценность основных пищевых продуктов животного и растительного происхождения. – Волгоград: Перемена, 2000, – 264 с.
3 Петровский К.С. Гигиена питания: руководство. – М.: Медицина, 1971. – 412 с.
4 Шилов В.Н., Мицьо В.П. Здоровое питание. Практические советы. – М.: Парус, Равновесие, 2006. – 237 с.
5 Мартинчик А. Н. Физиология питания, санитария и гигиена. – М: Высшая школа, 2000. – 192 с.
6 Омаров Р.С., Сычева О.В. Основы рационального питания: учебное пособие. – Ставрополь: «АГРУС», 2014. – 77 с.