1. Политическая идеология как явление общественной жизни
1.1. Понятие политической идеологии
1.2. Мифологические системы и религиозные вероучения как идеологии традиционных обществ
1.3. Возрастание роли политической идеологии в Новое и Новейшее время
2. Функции политической идеологии
3. Уровни политической идеологии
Список использованных источников
1. Политическая идеология как явление общественной жизни
1.1. Понятие политической идеологии
Термин «идеология» был разработан французскими учеными де Трейси, основываясь на взглядах французских просветителей на философии начала XIX века, чтобы показать новую эмпирическую науку об идеях [7, c. 84]. Впоследствии этот термин, как известно, получил свое глубокое развитие в трудах Маркса и Энгельса, которые сформулировали более точное понимание идеологии: это конструкт, выражающий специфические интересы определенного класса, зависящее от производственных отношений в государстве, который через ложное сознание передается интересам всего общества. Маркс и Энгельс использовали его для обозначения наиболее абстрактных концепций, которые относятся к миру идей, независимому от материальной жизни; позже марксисты часто использовали его для обозначения заговорщической идеологической пыли, брошенной в глаза масс. Именно марксистское понимание идеологии создало негативное отношение к ней других исследователей [7, c. 127].
Идеология, по словам Мангейма, искаженное отражение социальной реальности рассматривается как факт, выражающий интересы определенных групп или классов, пытающихся сохранить существующие правила; в его учении идеология противопоставляется утопии [3, c. 119].
По мнению некоторых авторов, государственная идеология является проявлением классовой доктрины построения системы управления обществом со стороны государства. Исходя из этого подхода, современные исследователи видят в идеологии чрезвычайно рационально построенную, объективную форму выражения интересов определенных групп, классов, корпораций. Например, современный русский философ А. Г. Дугин под ним понимает, мировоззрение, искусственно созданное людьми и распространенное для достижения конкретных социально-политических целей. По его мнению, мировоззрение становится идеологией в процессе преобразования традиционного общества в светское общество.
Так, идеологию можно рассматривать в нескольких значениях: 1 – это способ или содержание мышления, характерные для индивида, группы или культуры; 2 –интегрированные утверждения, теории и цели, составляющие социально-политическую программу и 3 – систематизированный свод концепций, особенно касающихся человеческой жизни или культуры.
1.2. Мифологические системы и религиозные вероучения как идеологии традиционных обществ
Мифология и религия являются древнейшими формами духовной жизни общества. Идеология – это форма овладения реальностью, она может быть не только политической. Понятно, что мифологические и религиозные формы восприятия мира тесно связаны между собой: в поисках объяснения многих тайн социальной реальности (особенностей социального расслоения, перманентного кризиса демократии, вечно обманутых социальных ожиданий и т. д.) человек вновь обращается к проверенной временем форме, а именно к мифологии и религии [2, c. 144].
2. Функции политической идеологии
К функциям политической идеологии относят следующие.
Познавательная функция, т.е. на основании систематизации знания, полученного в разных сферах человеческой деятельности, создаётся определенная модель мира и человека в нём, отражающая интересы определённой общности.
Оценочная функция, т.е. на основе интересов конкретной человеческой общности даётся оценка определённых ценностей (нравственных, этических, правовых и т.д.)
Программно-целевая функция ставит перед общностью людей цели, пути и способы их достижения [4, c. 195].
3. Уровни политической идеологии
Поскольку политическая идеология – это духовное образование, специально разработанное для целенаправленного и идейно-ориентированного политического поведения граждан, необходимо выделить следующие уровни его деятельности:
- теоретико-концептуальный;
- программно-политический;
- мотивационно-практический [1, c. 57].
Основные положения, оценивающие место определенной социальной группы в системе, прежде всего политические отношения, формируются на теоретико-концептуальном уровне, теоретически обоснованы ее стремления к изменению (поддержанию) этой системы власти, раскрыты ее ценности, идеалы и принципы.
1. Алексеева, Т. «Национальная идеология»: иллюзия или непонятная потребность / Т. Алексеева // Октябрь. – 1997. – № 1. – С. 56-67.
2. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 525 с.
3. Мангейм, К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991. – С. 119-135.
4. Мельник, В. А. Государственная идеология: понятие, элементы, функции / В. А. Мельник. – Мн.: Тесей, 2002. – 324 с.
5. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – 245 с.
6. Тамбиянц, Ю. Г. Идеология и социальная структура / Ю. Г. Тамюиянц // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. – 2003. – С. 24-32.
7. Boudon R. The Analysis of Ideology (Translated by Malcolm Slater) // Polity Press, Cambridge, 1989. P. 241.
8. Shils E. The Concept and Function of Ideology // International Encyclopedia of the Social Science. Vol. 7. Siepmann Ch. Radio, Television and Society. N.Y., 1960 // America, mass society and mass media / Social Issues. Vol. 16. N.Y., 1960.