1. Опишите виды основных движений, объясните технику выполнения основных движений и ее особенности у детей. Изложите методику обучения основным движениям детей. Опишите способы предупреждения травматизма при обучении детей основным движениям.
Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств.
Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.
Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.
2. Перечислите организованные формы работы по физическому воспитанию. Охарактеризуйте физкультурные занятия, их структуру, содержание, формы и методику проведения в разных возрастных группах.
В УДО задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах:
- физкультурные занятия: групповые, подгруппами, индивидуальные;
- утренняя гимнастика;
- зарядка;
- закаливающие процедуры;
- физкультминутки;
- подвижные игры;
-прогулки;
- самостоятельная двигательная деятельность;
- физкультурные досуги;
- физкультурные праздники.
В УДО утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Направлена она главным образом на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Утренняя гимнастика начинается с построения, а потом уже разные виды ходьбы, бега, прыжки.
Комплексы для гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физ. занятиях.
3. Проанализируйте содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей спортивным видам физических упражнений.
Учебная программа дошкольного образования (2013 г.) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (2011 г.), образовательными стандартами дошкольного образования (2012 г.).
Направленнее «Физическое развитие воспитанника» реализуется в образовательной области «Физическая культура» и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.
Основными целями и задачами образовательной области являются:
- формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
- повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- обеспечение гармоничного физического развития;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений;
- воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- формирование правильной осанки;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- развитие интереса к спорту, к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
1. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / М.М. Борисова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 883 c.
2. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Глазырина Л.Д. - М.: Владос, 2005. - 152 c.
3. Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.
4. Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 868 c.
5. Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3—7 лет. ФГОС ДО: моногр. / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2016. - 401 c.
6. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. - Минск : НИО, Аверсэв, 2013. - 416 с.