Теоретический вопрос 15
Теоретический вопрос 34
Практическое задание 39
Список использованной литературы
Теоретический вопрос 15
Роль Конституции для правовой системы
Конституция – это основной источник национального права. Она обладает верховенством но отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.
Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его.
Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.
В Конституции закрепляется государственное устройство, основные права н свободы. Конституционные принципы и нормы предопределяют построение всей национальной правовой системы.
Конституция пользуется повышенной защитой. При этом наблюдается дифференциация конституционных норм в плане закрепления их иерархии. Отдельные из них, наиболее важные, пользуются особой защитой: некоторые из них не могут быть изменены, для корректировки других требуется прохождение более сложной процедуры.
В ст. 137 Конституции прямо зафиксировано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются па основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета пли указа с законом последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Таким образом, Конституция, является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине Конституцию нередко называют ядром правовой системы. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Согласно положениям ст. 7 Основного Закона в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Теоретический вопрос 34
Договор найма жилого помещения
Договор найма жилого помещения – это соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.
Наймодателем может быть собственник жилого помещения.
Гражданин или организация, не являющиеся собственниками жилого помещения, могут выступать в качестве наймодателей в случае, если им законодательными актами или собственником жилого помещения предоставлены соответствующие полномочия.
Наймодателями жилых помещений республиканского жилищного фонда являются государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, или вышестоящие органы, государственные органы, иные государственные организации, заключившие договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями, или уполномоченные ими лица.
Нанимателем может быть только гражданин.
Предметом договора найма жилого помещения могут быть жилой дом, квартира, жилая комната.
Предоставление по договору найма жилого помещения части жилого помещения, заселенного несколькими собственниками, в виде жилой комнаты (жилых комнат) осуществляется при наличии письменного согласия всех его собственников. Такое согласие не требуется по договору найма жилого помещения, заключаемому от имени граждан, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности судом, их законными представителями.
Часть жилой комнаты может быть предметом договора найма жилого помещения в общежитии.
Жилое помещение, расположенное в здании, подлежащем сносу либо капитальному ремонту с переустройством и (или) перепланировкой, а также в подвале или полуподвале, не может являться предметом договора найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения заключается на срок, определенный соглашением сторон, либо без указания срока, если иное не установлено ЖК РБ.
Практическое задание 39
Зайцев обратился в комиссию по трудовым спорам с заявлением об отмене дисциплинарного взыскания, объявленного ему за опоздание на работу. В заявлении Зайцев ссылался на то, что опоздание произошло в связи с аварией на транспорте. При принятии решения двое членов КТС от профсоюза и один член КТС от нанимателя предложили отменить дисциплинарное взыскание, а один член КТС возражал против этого.
Как принимается решение КТС?
Будет ли принято решение в данном случае?
Решение
Согласно ст. 238 ТК РБ: «Комиссия по трудовым спорам принимает решение по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза.
Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и утверждению нанимателем либо профсоюзом не подлежит.
В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наниматель; фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию по трудовым спорам работника; даты обращения в комиссию по трудовым спорам и рассмотрения спора; существо спора; фамилии членов комиссии по трудовым спорам, присутствовавших на заседании; мотивированное решение комиссии по трудовым спорам.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2 Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина / Г.А. Василевич. – 2-е изд., доп. – Минск: Тесей, 2008. – 218 с.
3 Демичев, Д.Н. Конституционное право: учебник / Д.Н. Демичев. –Минск: Адукацыя и выхаваннне, 2012. – 416 с
4 Жилищный Кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г., № 428-З: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобрен Советом Республики 22 июня 2012 г.: в ред. от 4 мая 2019 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
5 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2019 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.