1. Организационное построение торговли в Республике Беларусь.
2. Организация товароснабжения торговых организаций.
3. Классификация складов, их устройство и основные функции.
4. Планировка и оборудование складских помещений.
5. Организация складского технологического процесса.
6. Организация приемки товаров на складе по количеству и качеству.
7. Операции по размещению и хранению товаров на складе. Организация отпуска товаров.
8. Розничная торговая сеть.
9. Классификация и размещение розничной торговой сети.
10. Устройство и технологические планировки магазинов.
11. Торгово-технологический процесс в магазине.
12. Организация и технология приемки товаров в магазине.
13. Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине.
14. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
15. Организация магазинной формы продажи товаров.
16. Обслуживание покупателей в розничной торговле.
17. Культура торговли в магазине.
18. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом.
19. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом.
20. Тара и тарные операции в торговле.
1. Организационное построение торговли в Республике Беларусь.
1. Торговля – это предпр. деят. торг. организаций и ИП. В основе которой лежат отношение по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг.
Торговля подразделяется на след. виды: оптовая, розничная, общественного питания.
Оптовая торговля – это вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности, или других целях, не связанных с личным потреблением.
2. Организация товароснабжения торговых организаций.
Товароснабжение — совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению до предприятий розничной торговли товаров, в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения. От организации товароснабжения во многом зависит полнота и стабильность ассортимента товаров, предлагаемых розничными торговыми предприятиями населению, а, значит, и степень удовлетворения покупательского спроса; величина товарных запасов; оборачиваемость товаров и другие показатели работы торговых организаций и предприятий.
3. Классификация складов, их устройство и основные функции.
Склад – сооружение, предназначенное для хранения товаров.
Основные функции складов: 1) Накопление необходимых запасов товаров, которые подразделяются на текущие, сезонные, резервные, досрочного завоза и другие. 2) Преобразование товарных потоков. В одних случаях склады из мелких партий товаров от многих поставщиков-производителей составляют более крупные партии и отправляют вагонами, контейнерами и другими транспортными средствами на значительные расстояния.
4. Планировка и оборудование складских помещений.
Виды и назначение складских помещений см. в. 3.
Назначение склада состоит не только в том, чтобы хранить товар. На любом складе происходит его активное передвижение, связанное с приемом, правильным размещением и отпуском. Проводить все эти операции помогает складское оборудование, ассортимент и возможности которого в настоящее время очень широки.
5. Организация складского технологического процесса.
Технологический процесс складской переработки товаров — это совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовка к отпуску и отпуск товаров.
Рациональная организация технологического процесса пред¬полагает:
последовательное и планомерное выполнение складских операций, способствующих ритмичной и эффективной орга¬низации труда складских работников, наиболее полному ис¬пользованию оборудования и складских помещений.
6. Организация приемки товаров на складе по количеству и качеству.
Во избежание неблагоприятных последствий покупатель и продавец при осуществлении своих прав и обязанностей по поставке и приемке товаров должны руководствоваться положениями заключенного между ними договора, а также следующими нормативными правовыми актами: Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК); Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее — Положение); Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь».
7. Операции по размещению и хранению товаров на складе. Организация отпуска товаров со склада.
Товары, принятые по количеству и качеству, из зоны приемки поступают в зону хранения.
Для перемещения товаров на хранение требуется - решить вопрос о том, какое количество товара разместить в активной складской зоне и какое - в резервной - определить необходимые для размещения товара размеры активного и резервного складского пространства - распределить товары по маркировке - определить место хранения товара;- переместить товар к отведенному на складе месту.
8. Розничная торговая сеть.
Розничная торговая сеть (РТС) — это совокупность торг.п/п, располож. в пределах конкретной терр. и находящийся под общим управлением.
Виды РТС: 1)магазинная: 1.1 стационарная торговля (магазин, торг.центры, дискаунтеры и т.д.), 1.2 нестационарная (мобильнаяРТС, передвижная торговля, разносная); 2)внемагазинная: 2.1 прямые продажи (личные,по телефону), 2.2 дистанционная (интернет-торговля, телевизионная, посылочная).
9. Классификация и размещение розничной торговой сети.
Розничная торговая сеть (РТС) — это совокупность торг.п/п, располож. в пределах конкретной терр. и находящийся под общим управлением.
Виды РТС: 1)магазинная: 1.1 стационарная торговля (магазин, торг.центры, дискаунтеры и т.д.), 1.2 нестационарная (мобильная РТС, передвижная торговля, разносная); 2)внемагазинная: 2.1 прямые продажи (личные, по телефону), 2.2 дистанционная (интернет-торговля, телевизионная, посылочная).
10. Устройство и технологические планировки магазинов.
Материально-техническая база магазинов включает в себя: здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути; кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь. Виды зданий магазинов: - встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений); - встроенно-пристроенные; - кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй — предприятие бытового обслуживания; - отдельно стоящие.
11. Торгово-технологический процесс в магазине.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Оперативные, торгово-технологические процессы в магазине — это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребления с наименьшими затратами труда и времени.
12. Организация и технология приемки товаров в магазине.
Порядок приемки товаров - это совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке, приемкой, размещением на хранение, хранением, подготовкой к отпуску и отпуском товара.
НПА: Гражданским кодексом Республики Беларусь; Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290; Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь».
13. Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине.
Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является наличие достаточных запасов товаров. Товарные запасы в магазине размещают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) или в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты.
14. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Выкладка товара - это технологический процесс, связанный с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, и свойств товаров, напр. по видам изделий, , и т.п. Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.
Размещение товаров- это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания.
15. Организация магазинной формы продажи товаров.
Магазинная форма продажи товаров имеет доминирующее положение в организации торгового обслуживания населения. В магазинах покупателям может быть предоставлен широкий ассортимент товаров, возможности их выбора. С. Применение современного оборудования, правильной организации торгово-технологического процесса, рациональной направленности потоков покупателей, применение хорошей выкладки товаров значительно упрощают процесс выбо ру товаров, повышают культуру обслуживания. Возможность организации предоставления дополнительных торговых и культурно-бытовых услуг создают покупателям комфортные условия пребывания на торговых пред приятиях.
16. Обслуживание покупателей в розничной торговле.
Услуга розничной торговли — это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.
Услуги розничной торговли включают в себя: 1) реализацию товаров (как на предприятиях торговли, так и вне их); 2) оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении; 3) информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; 4) дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
17. Культура торговли в магазине.
Культура торговли – это совокупность характеристик и условия процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. Характеристики культуры торгового обслуживания - вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.
Основными составляющими, характеризующими культуру торговли, являются: -наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения.
18. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом.
НПА: Закон РБ от 13.06.2006 г. "о транспортно-экспедиционной деятельности";
Закон РБ от 05.05.1998 г. "об основах транспортной деятельности"; Закон РБ от 06.01.1999 г. "о железнодорожном транспорте»; Постановление Совета Министров РБ 2 августа 1999 г. № 1196 "об утверждении устава железнодорожного транспорта общего пользования".
Под отправкой груза понимается партия груза, перевозимая по железной дороге от грузоотправителя в адрес грузополучателя.
19. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом.
На данный момент автомобильные перевозки – наиболее выгодный и удобный способ доставки товара. И это неудивительно: такой процесс обладает нормальной ценой, может постоянно контролироваться. Кроме того, доставка выполняется намного быстрее, чем поездом или морским судом. фКрупные фирмы могут иметь собственный автопарк. Но многие предприниматели предпочитает обращаться к логистическим компаниям, которые обладают значительным опытом в данной сфере и оказывают комплексные услуги по организации перевозок грузов автомобильным транспортом.
20. Тара и тарные операции в торговле.
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих, защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции. Тара является основным элементом упаковки, представляющим собой изделия для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него. Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.