Гендерная идентичность и гендерные роли Контрольная
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Гендерная идентичность и гендерные роли»
по дисциплине: «Основы социологии и гуманитарных наук»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
23.00 BYN
Гендерная идентичность и гендерные роли
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социологии и гуманитарных наук
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12
Поделиться
Реферат
Введение
Введение
1. Понятие «Гендерная идентичность»
2. Сущность гендерной роли
Заключение
Список использованной литературы
Практические вопросы к контрольной работе:
1. Социализация личности предполагает:
- восприятие основных норм культуры;
- воспитание творческой личности, способной содействовать общественному развитию;
- наличие агентов социализации;
- последовательность этапов, связанных с одновременностью биологического и социального развития;
Все ли положения верны? Обоснуйте свой ответ.
2. Что такое референтная группа? Каковы функции референтной группы?
3. Употреблять огурцы в пищу опасно: с ними связаны все бытовые и производственные травмы, а также многие прочие телесные недуги. Практически все люди, получившие травмы на производстве, ели огурцы. 99,9 % жителей страны, умерших от рака – при жизни ели огурцы, 99,7% всех лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух месяцев, предшествующих несчастному случаю. 93,1% всех несовершеннолетних преступников происходят их семей, где огурцы употребляются в пищу регулярно.
Укажите, какая ошибка допущена, а применении социологического метода остатков? Дайте критику, приведенному примеру с точки зрения метода прикладной социологии.
4. При изучении культуры принято различать материальную и духовную культуру. Используя учебники и дополнительную литературу, дайте характеристику материальной и духовной культуры, приведите примеры. Объясните, в чем условность данного различения.
5. Современному обществу свойственна оппозиция между культурами:
А. высокой и низкой (народной);
Б. традиционной и урбанистической;
В. элитарной и массовой;
Г. глобальной и национальной;
Д. ни одна из оппозиций в настоящее время не является определяющей.
Аргументируйте свой ответ.
6. Укажите специфические особенности рождаемости, встречающиеся в Республике Беларусь?
1) региональные различия в уровне рождаемости;
2) превышение смертности населения над рождаемостью;
3) численное превосходство лиц женского пола среди новорожденных;
4) волнообразный характер рождаемости;
5) рост числа внебрачных рождений;
6) рост численности пробирочных младенцев.
Ответ аргументируйте.
7. Опишите алгоритм проведения социологического исследования
8. Социология является научным знанием об обществе. Это означает, что социология использует научные способы изучения действительности, методы и средства, разрабатываемые в процессе эволюции научного знания, становления и развития разных (естественных и общественных) наук. Какие научные способы, методы и средства используются в социологии?
9. Основная задача социологических исследований — это добывание фактов о социальной действительности, ее частные явления. Социальный факт – это определенным образом фиксированный, описанный фрагмент социальной действительности. Как же выбрать именно те факты, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопрос, которые интересуют исследователя, поощрят его к проведению исследования?
10. Назовите основные, элементы социальной структуры белорусского общества, их характерные особенности и тенденции развития.
11. Какими главными методами пользуется социолог при проведении исследования? Исключает ли необходимость следовать определенным методам творчества исследователя, значимость социального воображения?
12. В зависимости от сложности и масштабности анализа предмета выделяют три вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное, аналитическое. Охарактеризуйте любой из этих видов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение особенностей гендерной идентичности является важной научной и практической задачей. Переосмысление ролей мужчин и женщин, активное развитие женского движения, изменения в семейных и брачных нормах и правилах способствуют трансформации традиционных канонов. Необходимо изучить динамику этих трансформаций, особенно в условиях происходящих социально-экономических и политических изменений в современном обществе.
Социализация мальчиков, как указывает большинство исследователей, противоречива, поскольку они отделяют «женское» от женщин и противопоставляют мужественность стандартам женственности. Противоречивый характер процессов развития и формирования мужской идентичности связан с феминизацией основных институтов социализации, а также с амбивалентностью требований к растущим мальчикам – быть активными и послушными, независимыми, следовать правилам и т. д.
Цель: охарактеризовать гендерную идентичность и гендерные роли.
Задачи:
1. Выявить определение понятия «гендерная идентичность».
2. Определить сущность понятия «гендерные роли».
1. ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Осознание своей гендерной идентичности является частью «Я» (по-английски «я» – мое я, моя собственная личность) и неразрывно связано с развитием самосознания как внутреннего общественного сознания. Интеграция самосознания приводит к осознанию себя в единстве всех проявлений (идентификация, идентичность), к осознанию собственных характеристик, уникальность (дифференциация) и, наконец, к появлению самооценки и самоуважения (рефлексия).
Идентичность – это сущностное, постоянное, внутреннее, субъективное представление человека о самом себе, позволяющее учитывать сходство с разными людьми, одновременно видя его уникальность и неповторимость. Личность человека развивается на протяжении всей его жизни, она может идти как прогрессивно, так и регрессивно. При определенных неблагоприятных обстоятельствах процесс формирования идентичности может замедлиться или вернуться к прежним, примитивным формам. Сделан вывод, что на возникновение расстройств идентичности влияют травматические ситуации в детстве. Развод родителей отмечается как причина развития отрицательной гендерной идентичности, например, у подростков. Фактором, способствующим формированию негативной идентичности, является восприятие подростками негативного образа своих родителей. Кризисы гендерной идентичности могут создавать предпосылки для развития расстройств личности и различных форм девиантного поведения [8, с. 12-13].
Под социальной идентичностью понимается принадлежность к определенной группе, включение в какую-либо социальную категорию, «поиск своего места в жизни». Размышляя об идентичности и идентификации, Э. Эриксон исходит из того, что «психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций». Под этим понятием понимается принятие и идентификация себя в мужской или женской роли и включает в свою структуру гендерную идентичность и свою собственную гендерно-ролевую идентичность – ассимиляцию и исполнение ролей мужчин и женщин. Идентификация как умственный процесс лежит в основе естественной тенденции воспринимать особенности социальной группы или конкретного человека, чтобы чувствовать себя защищенной, вовлеченной, согласованной с другими. В некоторых своих вариантах гендерная идентификация может принимать форму конформизма в процессе изменения отношения человека, мнений, восприятий, чтобы он согласился с мнением или позицией других людей.
Гендерная идентичность – это часть социальной идентичности человека. Принимает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, причисляющего себя к тому или иному полу. Необходимо понять основные свойства гендерной идентификации: стабильность-изменчивость, традиционность-мобильность, динамизм-стереотип.
2. СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ
Гендерная роль – это набор социальных норм, которые определяют, какие типы поведения считаются приемлемыми, подходящими или желательными для человека, в зависимости от его или ее пола, то есть принадлежность к женщинам, мужчинам или другому полу. Несоответствие между поведением человека и ролью пола называется гендерным несоответствием. В разных культурах количество и конкретное содержание гендерных ролей значительно различаются, но есть также широко распространенные межкультурные сходства.
В науке не существует единой точки зрения на то, в какой степени гендерные роли и их вариации определяются биологией и в какой степени они должны конструироваться обществом. Строго биологические теории происхождения гендерных ролей, в частности эволюционная психология, не подтверждаются эмпирическими данными. В целом имеющиеся научные данные показывают, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но также когнитивные и социальные факторы [1, с. 208].
Гендерные роли могут играть положительную роль в самооценке человека, если гендерно-специфическое поведение является естественным для него или нее и соответствует его или ее самоощущению. Если это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружающей среды становятся источником стресса. Ролевую роль следует отличать от гендерной идентичности: первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания по отношению к его полу, второе – внутреннее самосознание человека как представителя определенного пола. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать, особенно для трансгендеров и интерсексуалов. Согласование гендерных ролей с гендерной идентичностью является частью транссексуального перехода. В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий существуют две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма предполагают, что они формируются обществом в процессе социализации. В науке представлены различные теории гендерного развития. Биологически ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях посредством эволюции, не нашли убедительных эмпирических данных. Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, объясняющие развитие пола в связи с отношениями ребенка с родителями. Наиболее убедительные эмпирические данные существуют для когнитивных и социокогнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие как сложное взаимодействие биологических, когнитивных и социальных факторов. Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация не обязательно выражается в форме прямых указаний или запретов. Исследования показывают, что дифференциальная социализация начинается еще до рождения ребенка, как только его пол определяется с помощью ультразвука. Матери, которые таким образом узнали пол будущего ребенка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных». С самого рождения дети обычно находятся среди гендерных игрушек, подгузников и других предметов; младенцев называют «большими», «сильными» и «независимыми», а девочек – «нежными», «нежными» и «красивыми», даже если нет объективных различий во внешности или поведении малышей. Таким образом, представления и ожидания детей, связанные с полом, формируются взрослыми на основе гендерных стереотипов задолго до того, как ребенок начинает проявлять то или иное поведение [4, с. 98-99].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Гендерная идентичность – это часть социальной идентичности человека. Принимает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, причисляющего себя к тому или иному полу. Наиболее значимыми для формирования гендерной идентичности являются семейно-бытовые обычаи, религиозно-бытовые традиции, предметно-вещная культура, образовательные учреждения и средства массовой информации. Начальный этап формирования гендерно-ролевых позиций приходится на дошкольное детство. Основной механизм формирования идентичности - идентификация со значимыми людьми.
2. Гендерная роль – это набор социальных норм, которые определяют, какие типы поведения считаются приемлемыми, подходящими или желательными для человека, в зависимости от его или ее пола, то есть принадлежность к женщинам, мужчинам или другому полу. В разных культурах количество и конкретное содержание гендерных ролей значительно различаются. В науке не существует единой точки зрения на то, в какой степени гендерные роли и их вариации определяются биологией и в какой степени они должны конструироваться обществом.
Практические вопросы к контрольной работе
1. Все положения верны, так как под понятием «социализация личности» понимается процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Таким образом, вышеуказанные варианты ответов предполагают социализацию личности.
2. Референтная группа – это социальная группа, которая служит своеобразным эталоном для человека, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Референтная группа выполняет в основном две функции - нормативную и сравнительную. Норматив проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает в этом случае источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности. Сравнительная функция проявляется в процессах восприятия: референтная группа выступает здесь как эталон, по которому индивид может оценивать себя и других. Этот пример показывает, как легко оснастить ошибочную гипотезу статистическими данными и выдать глупость за научную истину.
3. Под материальной культурой обычно понимают искусственно созданные объекты, позволяющие людям оптимально адаптироваться к природным и социальным условиям жизни (одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, жилье, архитектурные сооружения). Духовная культура, в отличие от материальной, не воплощается в предметах. Сфера его существования – не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами (научные знания, язык, установленные нормы морали и права и т. д.). Обусловленность этого различия заключается в том, что иногда определенный объект может относиться как к духовной, так и к духовной культуре (например, рыцарский меч - средневековое оружие и одновременно символ храбрости и величия средневековой эпохи).
4. Правильный вариант ответа «ни одна из оппозиций в настоящее время не является определяющей», так как понятие «культура» многогранно и в современном обществе наблюдается размытие границ между «своим» и «чужим» при культурах и традиций.
5. Специфические особенности рождаемости, встречающиеся в Республике Беларусь: региональные различия в уровне рождаемости, превышение смертности населения над рождаемостью, численное превосходство лиц женского пола среди новорожденных, волнообразный характер рождаемости. К неверным ответам, на наш взгляд, относятся рост числа внебрачных рождений и рост численности пробирочных младенцев, так как в Республике Беларусь большая часть новорожденных в браке, а количество младенцев, появившихся путем ЭКО невелико. Это объясняется невысоким уровнем дохода населения.
6. Все работы при проведении конкретного социологического исследования (КСИ) можно разделить на три этапа. Первый этап состоит из подготовительной работы, важнейшей составляющей которой является создание общей исследовательской программы. Второй этап - оперативно-процедурный: сбор данных по исследуемому объекту. Третий этап - результат. Он состоит из обработки, анализа, обобщения полученных данных, результатов действий, выработки рекомендаций, оценки эффективности метода.
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 320 с.
3. Васюра, С.А. Гендерная психология: учебное пособие / С.А. Васюра. – Ижевск: Удмуртский университет, 2011. – 156 с.
4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
5. Коннелл, Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика / Р. Коннелл. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 432 с.
6. Ожигова, Л.Н. Психология гендерной идентичности личности / Л.Н. Ожигова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – 275 с.
7. Романовская, В.С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы (социологический анализ) / В.С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – №2. – С. 7-10.
8. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты