1. Предмет, задачи и методы психологии и профессиональной этики. Высшие общечеловеческие ценности. Психика человека и структура сознания
2. Формирование коллективизма в трудовой деятельности
3. Практическое задание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Предмет, задачи и методы психологии и профессиональной этики. Высшие общечеловеческие ценности. Психика человека и структура сознания
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. В переводе на русский язык психология – это наука о душе (в переводе с древнегреческого «психе» - душа, «логос» – наука) [1, с. 23].
Психика, сознание – это субъективный образ объективного мира, то есть это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку, субъекту картина мира, существующая именно в его мозгу.
Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми. Психология изучает внутренний мир психических явлений, процессов, состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека [3].
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
2. Формирование коллективизма в трудовой деятельности
Коллективизм – это нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, ответственности перед ним, способности при необходимости подчинять личные интересы общественным.
Коллективизм – это отношения между индивидом и обществом, при которых развитие общества создает благоприятные условия для развития личности. А развитие личности – это источник прогресса для всего общества.
Коллективизм – это личная ответственность каждого, где человек отвечает не только за свои действия, но и за действия всего коллектива.
Никто не может жить один, даже высокоразвитый и блестящий человек. Общество и коллектив в целом оказывают сильное влияние на человека – без этого он страдает и ничто его не радует.
Коллектив – это группа людей, объединенных общими интересами, увлечениями и целями. Разница между командой и группой, например, в том, что команда занимается благородными целями. Потому что член группы преступников не спасет своего коллегу, когда тот попадет в беду. Каждый сам за себя [2].
Виды коллективизма:
– Вертикальный коллективизм. В этом типе внимание сосредоточено на иерархии всей группы, то есть в данном случае самоопределение человека связано с почетным местом в иерархии.
– Горизонтальный коллективизм. Этот тип фокусируется на единстве и взаимозависимости.
Коллективизм развивает такие качества, как: честность, доброжелательность, ответственность, искренность, справедливость, чувство долга, целеустремленность, верность, забота, забота, уважение к другим, трудолюбие, отзывчивость, надежность.
Коллективизм – это организация труда, сочетающая индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующая работника на достижение конечных общественно полезных результатов, способствующая развитию интереса к труду, придающая ему позитивный социально-нравственный смысл. умение работать в команде подразумевает желание работать вместе, готовность помогать друзьям, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокие требования к себе, чувство личной ответственности за результаты своей работы перед коллективом [3, с. 77].
Культура труда требует развития следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты; умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию; добиваться высокого качества работы, экономить время; беречь материалы и инструменты.
В трудовой деятельности происходит:
– формирование осознанного, творческого отношения к работе, желания и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство [4].
3. Имеются следующие понятия: 1) адаптация; 2) воля; 3) конфликт; 4) направленность личности; 5) совместимость; 6) темперамент; 7) стресс; 8) характер; 9) эмоции; 10) общение; 11) мышление; 12) ощущение; 13) память; 14) воображение; 15) восприятие; 16) внимание. Поставьте в соответствие каждому их них одно из приведённых ниже определений:
1) сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели (воля)
2) Психический процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека (мышление).
3) Переживание человеком своего отношение к тому, что он делает или познаёт, к другим людям, к самому себе (эмоции)
4) Индивидуально-своеобразная совокупность динамических проявлений личности (темперамент).
5) Активная направленность сознания на определённый объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений (внимание).
6) Специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности (общение).
7) Приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом (адаптация).
8) Состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стресс).
9) Возникновение противоречий, столкновений противоположно направленных интересов, отсутствие взаимопонимания по вопросам, связанными с острыми эмоциональными переживаниями (конфликт).
10) Индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках (характер).
11) Взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей (совместимость).
12) Психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта (воображение).
13) Психический познавательный процесс в отражении предметов и явлений в совокупности их свойств, частей. При непосредственном воздействии их на органы чувств (восприятие).
14) Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств (ощущение).
15) Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации (память).
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 352 с.
2. Карандашев, В. Н. Психология : Введение в профессию / В. Н. Карандашев. – М. : Смысл, 2009. – 288 с.
3. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н. Г. Ярошевского. – Ростов-н/Д : Феникс, 1999. – 506 с.
4. Крысько, В. Г. Психология : Курс лекций : учеб.пособие / В.Г. Крысько. – М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М , 2013. – 251с.
5. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с.
6. Нуркова, В. В. Психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 575 с.
7. Рыбкина, И. В. Роль ценностей в современном обществе / И. В. Рыбкина. А. П. Горячев // Философские беседы. – 2000. – № 7. – С. 128 –134.
8. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона.- 6-е изд. – М. : Политиздат, 1989. – 447 с.